О старообрядческих реликвиях, привезённых из экспедиций
В результате организации и проведения полевых исследований сотрудниками музея в окрестностях Северодвинска, удалось собрать значительное количество культовых предметов, бытовавших в старообрядческой среде. На сегодняшний день она насчитывает 56 произведений XVI – начала XX веков.
Кудьма, Амбурские, Новое Лукино
Формирование коллекции шло по трём направлениям: 1. Непосредственно в местах расположения бывших старообрядческих скитов; 2. Обследование деревень Большой Кудьмы. 3. Комплектование персональной коллекции старообрядческой семьи Мамоновых – Хвиюзовых. Наибольшее количество предметов было собрано на месте расположения бывшего Амбурского скита, где до настоящего времени сохранились старинные постройки, перестроенное здание моленной и старообрядческие кладбища. Но, к сожалению, к началу XXI века база комплектования оказалась практически исчерпанной, так как большая часть вещей была утрачена ещё в советское время. На период начала полевых исследований моленная уже более 30 лет являлась жилым домом. И, тем не менее, многие из поступивших впоследствии в музей предметов были сохранены благодаря местным жителям кудемских деревень, а также туристам, пришедшим в Амбурские и купившим там старые дома в 1960-1970-е годы. Какие-то предметы ранее бытовали в амбурской моленной, какие-то находились на поветях, в кладовках, на чердаках. Но чтобы попасть на чердак, нужно иметь своеобразный «допуск». В таком случае немаловажным фактором является формирование доверия между новыми владельцами и участниками экспедиции.
Лит в Ярославле
Культовые предметы входят в состав пяти музейных коллекций: «Металл», «Дерево», «Живопись», «Ткани», «Книги». Это иконы, колокола, кресты, кации, покровцы, лестовки, подручники и другие. Все предметы поступили в музей в дар.
Наибольшая их часть входит в состав коллекции «Металл». Интересны два колокола. Когда-то они находились на колокольне бывшего Амбурского скита. Один из них – чугунный, не имеет ни рисунков, ни надписей и вряд ли можно будет установить, когда и где он был изготовлен. Он был обнаружен в колокольне под настилом. Расколот пополам, язык утрачен. Второй – двухпудовый богато украшенный медный колокол XIX века известного в прошлом товарищества Оловянишникова и Сыновей. В верхней и средней его части расположены два орнаментальных пояса с геометрическим рисунком, по нижнему краю проходит рельефная надпись, выполненная вязью и свидетельствующая о том, что был он «литъ въ заводъ П.И. Оловянишникова сыновей въ Ярославлъ». Под надписью имеется цифра «2 п.» (2 пуда), обозначающая его вес.
Кации или кадила
Впервые в фонды музея поступили кации – старообрядческие кадила. В чём-то они похожи между собой, но есть и отличия, как по форме, так и по материалу. В основе – чаша на поддоне, с откидывающейся крышкой в виде главки церкви с крестом и длинной рукоятью. Бытовали они в разных местах. Как правило, историю таких предметов современные владельцы не знают. Например, в частном доме на Кудьме предмет находился в кладовке и о его принадлежности даритель ничего сказать не смогла. Другая – попала к будущему владельцу из Амбурской моленной после её закрытия. Исключение составляет кация из д. Новое Лукино, что под Архангельском. Она принадлежала Николаю Фёдоровичу Мамонову, уроженцу деревни Старое Лукино, старообрядцу в миру, деду сдатчика. Последний раз ею пользовались 21-23 декабря 1978 года при отпевании и погребении Павлы Григорьевны, матери сдатчика Ивана Михайловича Мамонова. Павла Григорьевна, в девичестве Хвиюзова, родилась и выросла в Амбурском старообрядческом скиту.
Извлечена из кострища
Меднолитая пластика представлена: иконами, створками складней XIX века, киотными крестами, треугольными дробницами, крестами-тельниками. В основном это единичные предметы. Икона «Преображение Господне» (Центральная Россия, XIX век). Прямоугольной формы с аналогичным навершием, в нём – образ Спаса Нерукотворного. Центральная композиция условно разделена на две части: в верхней части в сиянии Вседержитель с предстоящими Илией и Моисеем, в нижней части – три коленопреклонённых апостола. Вдоль верхнего края рельефная надпись: «преwбраженiе гда iс хрт». Вдоль левого и правого края орнаментальный бордюр в виде зигзагообразной рельефной линии. В 1972-1973 годах эта икона была передана последней жительницей Амбурских одному из туристов.
Во время одного из летних туристских походов в Амбурские в первой половине 1960-х годов Александром Михайловичем Невидимовым была найдена и извлечена из кострища небольшая медная иконка «Спас Вседержитель». На её лицевой стороне в центре поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой он благословляет, а левой держит открытое Евангелие с текстом.
Кресту поклоняемся
Среди экспонатов медной пластики имеются две створки (вторая и третья) четырёхстворчатого складня «Двунадесятые праздники» XIX века, выполненные с поморской формы XVIII века. Они прямоугольной формы, с килевидным навершием и рельефным изображением праздников. На второй створке: в навершии – Отечество, ниже в два ряда – Сретение, Богоявление, Преображение и вход в Иерусалим. На третьей створке: в навершии – Воздвижение креста, ниже в два ряда – Воскресение, сошествие Святого духа, Успение. Рельеф низкий. Створка по периметру имеет высокий борт. На обрамлении резные надписи. На оборотной стороне плоское литьё с изображением Голгофского креста на фоне многоярусной Иерусалимской стены в овальном орнаментальном картуше, вверху растительный орнамент с текстом: «КРЕ(С)ТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕ(М)СЯ ВЛ(А)Д(Ы)КО И С(ВЯ)ТОЕ ВО(С)КРЕСЕНIЕ ТВОЕ СЛАВИМ». По сторонам витые столбы, внизу полоса с растительным орнаментом. Обе створки складня декорированы синей и белой эмалями.
Кресты киотные
Представляют интерес два киотных креста «Распятие Христово с предстоящими». По своему оформлению они похожи между собой. В их основе – восьмиконечный крест, в центре Распятие Христово. На верхнем выступе образ Спаса Нерукотворного, на верхней перекладине два летящих ангела с платами. Около Христа личины Солнца и Луны, копиё и трость, внизу Иерусалимская стена, голова Адама в пещере. На боковых пластинах предстоящие: слева две Марии, справа – Иоанн Богослов и Логин Сотник. Изображения сопровождаются надписями религиозного содержания. Один из крестов XIX века неизвестного старообрядческого центра декорирован эмалями четырёх цветов: синей, голубой, белой и жёлтой. Второй крест датируется первой половиной XIX века поморского литья, изготовлен с выговской формы XVIII века. Декорирован тёмно-синей эмалью.
Книжные украшения
Украшением для старопечатных книг служили дробницы – в русском церковном искусстве миниатюрные вставки, выполняемые на обложках Евангелия. Четыре дробницы с изображением евангелистов Марка, Луки, Иоанна, Матфея были переданы последней жительницей Амбурских Верой Васильевной Корельской Л.Ф. Добрынину. Дробницы выполнены в форме металлических пластин с отверстиями для крепления к украшаемому ими предмету. Датируются они концом XVIII – началом XIX веков. Относятся к Поморскому литью, Выговская старообрядческая пустынь. Отлиты с формы XVIII века.
В 2016 году впервые коллекция пополнилась медными нательными крестиками. В результате проведения земляных работ на Амбурских было обнаружено пять таких предметов. На лицевой стороне рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста с копиём и тростью по сторонам и головой Адама у основания. По сторонам его криптограммы, на оборотной стороне – текст молитвы.
Следует отметить, что предметы, поступившие в фонды музея, большей частью вещи типичные, традиционные и широко распространённые, но вместе с тем нам удалось собрать и ряд уникальных.
Продолжение следует…
Елена ЛУЦКОВСКАЯ, главный хранитель музейных предметов
Фото из фондов музея.
Фото К.В. Карпова