Руководитель народного театра «Автограф» Дворца молодёжи «Строитель» заслуженный работник культуры РФ Татьяна Павловна ГЕРЛОВИНА отметила юбилей
Основателю и бессменному режиссёру театра, которым Северодвинск по праву может гордиться, уже даже трудно навскидку сказать, сколько всего спектаклей поставлено за долголетнюю творческую жизнь «Автографа». В марте ему исполнится 47 лет. Однако все спектакли, когда и сколько раз их играли, учтены в заветной тетрадочке, которую Татьяна Павловна бережно хранит. Не одно поколение горожан выросло на них. Разные периоды были в истории театра и жизни его руководителя. Было и весёлое, и грустное, и даже трагическое… Но никогда Татьяна Павловна не склоняла голову перед трудностями, всегда с честью выходила из любой ситуации!
Трудно собрать разом
– Татьяна Павловна, что важного, значимого произошло за пять лет с момента вашего последнего юбилея?
– Да всё вроде бы, как обычно, в рабочем творческом режиме. Ставим новые спектакли, приходят новые талантливые ребята. Из постановок, которые особенно удались, пожалуй, отмечу «Приключения Русалочки». В Китай вот ещё съездила подлечить свои хвори.
– Тяжело ли сейчас руководить народным театром? Во всех планах.
– Тяжело, конечно. Людей в театре занимается много, всех нужно настроить на нужный лад, особенно новичков и самых маленьких. Очень трудно бывает подстроиться и собрать всех разом даже раз в неделю, сейчас ведь и школьники подрабатывают. А количества репетиций зачастую не хватает. Как мы ставили новогоднее представление «Автограф собирает друзей», страшно вспомнить. Тем не менее, работают ребята в спектаклях очень хорошо, слаженно, от души, с удовольствием, вызывая восхищение зрителей и заслуженные аплодисменты. Да и мне приятно, когда получается красиво, горжусь своими воспитанниками.
Елена ЛЕЩЁВА, выпускница театра «Автограф»:
– Татьяна Павловна – это человек, открывший для меня магию сцены очень рано, в 10 лет. Ещё до того, как я узнала, что есть Галина Волчек, Светлана Дружинина, Лени Рифтеншталь, я видела своими глазами, что женщины-режиссёры бывают. Это необычайно вдохновляет. Необыкновенная мудрость, зоркость, душевная открытость и прямота, помноженная на безусловный режиссёрский дар и преданность делу своей жизни – вот это, наверное, и есть секрет успеха и творческого долголетия. Пронести через года любовь к своему театру и внушить эту любовь всем вокруг – совершенно разным людям, разных поколений – можно только если ты сама влюблена по уши. Татьяна Павловна, дорогая, не перестаю восхищаться и радоваться быть частью семьи под названием «Автограф». С юбилеем!
Растёт занятое поколение
– Вам приходилось работать с детьми, по сути, трёх разных эпох – советского времени, лихих 90-х и нынешними. Сильно ли они отличаются?
– Ну с детьми советского периода и даже позже было как-то попроще. Сейчас, повторюсь, растёт очень занятое поколение. Если маленькие дети, то у них обязательно-художественная школа, музыкальная, какие-то секции. Сейчас постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией, когда у ребёнка, которого приводят ко мне, есть ещё три-четыре занятия. Бедные дети. Понимаю, что родители заботятся об их развитии, но, по-моему, чем распыляться сразу на всё, лучше заниматься чем-то одним, но серьёзно, дельно. Тем, что может потом очень пригодиться в жизни.
Роман ВАРФОЛОМЕЕВ, директор Дворца молодёжи «Строитель», депутат городского Совета:
— Народный театр «Автограф» знаю очень давно, ещё со времён начальной школы. Именно в 21-й школе, в которой я учился, образовался этот уникальный коллектив. Татьяна Павловна уже более 40 лет успешно возглавляет своё детище, находится в постоянном творческом поиске. И это всё без профессионального выгорания. В нашем здании Дворца молодёжи «Строитель» коллектив успешно работает с самого основания в 1987-м. Он является не только визитной карточкой учреждения, но и, без преувеличения, всего города. Актёры театра находятся в отличной творческой форме, они способны удивлять качеством исполнительского мастерства и юного, и взрослого зрителя. И в этом несомненная заслуга бессменного руководителя народного театра Татьяны Павловны Герловиной. У этого, без сомнения, высококлассного специалиста есть, чему поучиться. Таких творческих людей, заряжающих своей энергетикой и позитивом, в культуре не так уж и много. Мне как руководителю учреждения хочется, чтобы Татьяна Павловна как можно дольше оставалась в строю и подарила всем нам ещё много классных премьер, на которых зрители кричали бы «Браво!».
– Ну а в плане раскованности или, наоборот, зажатости?
– Принципиальных различий нет. И тогда были бойкие ребята, и сегодня есть зажатые. Единственно, что читать книги стали меньше. Всё больше устремлены в компьютеры, интернет. Но опять же есть ребята, которые увлечены именно бумажными книгами, очень начитанные.
Играют по 30 лет
– У «Автографа» своя фирменная марка – люди здесь играют с младых ногтей и чуть ли не до старости, вырастают целые театральные династии. Кто из самых возрастных до сих пор в строю?
– Лилия Макиевская, Александр Токарев, Юрий Климов, Константин Кузьмин. Вообще большинство в театре – те, кто здесь 15-20 лет. Немало тех, кто играет уже по 30 лет.
– А как обстоит дело с молодым пополнением?
– Приходят, конечно, ребята. Но мало. Вот пришли мальчишки, походили немного, а потом говорят: «У нас 11 класс, надо усердно готовиться к сдаче ЕГЭ». Вот честно, мы раньше так к учёбе не относились, как они сейчас, и нормально школу заканчивали. И в вузы поступали. Хорошо, когда приходят маленькие и вырастают в театре.
Любимых – много
– Сколько сейчас постоянно играемых спектаклей в репертуаре «Автографа»?
– Порядка трёх-четырёх десятков. Периодически восстанавливаем те, которые давно не играли.
– А какой самый долгоиграющий?
– «Иван-царевич». Мы его играем с 1986 года. Следующий – «Иван-дурак и черти» (1987), потом «Иван-царевич и Серый Волк» (1988). Вот такая тройка лидеров.
– За десятилетия работы театра у вас, наверное, есть самый любимый спектакль, который вы особо выделяете для себя? Ну, может, не один.
– Да много их было. Ну вот, к примеру, «Ты у меня одна». Там ещё песня была – когда она начинала звучать, внутри у тебя всё переворачивалось. Считаю, что спектакль этот был сделан очень точно, пользовался большой популярностью долгое время. Спектакли «Родительская суббота», «Барабанщица» – ещё самая первая постановка (мы её четыре раза делали – актёры менялись). Люблю уже упоминавшиеся «Приключения Русалочки», «Летучий корабль».
Надежда ТЮТЕВА, заведующая литературной частью Северодвинского драматического театра:
– С Татьяной Павловной Герловиной мы знакомы давно. Вспоминаю её давний спектакль «Иван-дурак и черти» с участием Сергея Долгирева. Они играли его ещё в старом Доме культуры строителей. Такую экспрессию в самоотдаче артистов вообще редко где увидишь!.. В те времена, доинтернетные, всегда были проблемы с поиском пьесы. Даже если идея с пьесой была, не всегда удавалось её добыть. В театре же была театральная библиотека, которой пользовались театральные коллективы. Конечно, я делилась с Татьяной всем, чем могла. Да и Максим Мигдалович, её муж и наш актёр, просил меня помогать ей в этом. Но прошли те времена, интернет доступен, проблема исчезла. Видимся редко, заняты обе в своих театрах. Годы идут, юбилеи всё чаще!..
Попалась на глаза эта фотография, здесь Татьяна в гостях (вверху справа), в театре драмы – юбилей у нашего реквизитора Антонины Ивановны Расторгуевой, которая пляшет на подаренном ковре. На фотографии также заслуженный артист РСФСР Вячеслав Дмитриев, актриса Валентина Иргизнова и я.
С юбилеем, Татьяна Павловна! Многая лета!..
Людям – хорошее настроение
– «Автограф» давненько уже ставит, как правило, сказки. Зрители, бывает, интересуются, а почему нет спектаклей из школьной, подростковой жизни? Ведь в вашем репертуаре были такие яркие примеры.
– К сожалению, нет нормального драматургического материала. Раньше с этим проблем не было. Издавались книги, сборники пьес, журнал «Театр». У меня была очень большая библиотека. А тут выписала дорогущий журнал «Современная драматургия» – читать нечего. Либо какая-то несуразица, что называется, «из-за уха», либо пьесы с матерной лексикой. Ну а сказки я очень люблю, в них заложена большая душа, большой смысл. Правда, и с современными сказками тоже есть проблема. Поэтому обращаемся к нестареющей классике, работают с нами и местные авторы, приносят неплохие вещи.
– У вас в последние годы такая тенденция прослеживается – театр ставит музыкальные спектакли, насыщенные песнями, танцами. Тот же «Летучий корабль». С чем это связано?
– Потому что хочется праздника, чего-то радостного, чтобы у людей было хорошее настроение, не одолевала бы хандра и мрачность. В жизни у нас, увы, хватает негатива. Мне очень нравится, когда поют и танцуют на сцене, чтобы было ярко, красочно, динамично. Думаю, мы с этим справляемся.
Юбилейное торжество Татьяны Павловны Герловиной пройдёт в воскресенье, 21-го января после премьеры спектакля «Волшебник Изумрудного города». Коллектив газеты «Новый взгляд на общество и политику» присоединяется ко всем поздравлениям!