О предметах из фондов Северодвинского музея
Пасха – главный православный праздник. В этот день за столом собираются родные и друзья, чтобы вместе разделить радость Христова Воскресения и насладиться щедрыми угощениями хозяев. За неделю до праздника, в Страстную седмицу, издавна пекли куличи, красили и расписывали яйца, делали творожную пасху в форме усечённой пирамиды (символ Голгофы). Сам праздник сопровождался длительным столованием и обменом подарками, а также хороводами, песнями, играми, качелями, балаганами. На Светлой седмице верующие посещали родственников, христосовались (троекратно целовались), дарили друг другу крашеные яйца и другие подарки.

Пасочницы
Главным блюдом пасхального стола была творожная пасха. С давних времён её готовили в специальных деревянных формах, называемых пасочницами. В наше время и пасха, и пасочница незаслуженно забыты. Эти формы можно считать редкими. В фондах Северодвинского городского музея всего три таких предмета, иллюстрирующих древние пасхальные традиции. Поступили они в результате работы экспедиций в Амбурские на территорию бывшего старообрядческого скита. Среди бытовых предметов, оставшихся от прежней хозяйки в старом доме, купленном семьёй Добрыниных, были две формы для пасхи. По мнению Леонида Фёдоровича Добрынина, ранее такие предметы могли изготавливать в любом доме.
Деревянные пасочницы в виде усечённой четырёхгранной пирамиды, разборные, состоят из отдельных дощечек. У одной пасочницы внутренние грани гладкие, без надписей и рисунка, стенки соединены деревянными шпильками. У другой – гвоздями. На внутренней стороне граней глубокая выемчатая резьба с православной тематикой. На гранях вырезаны заглавные буквы «ХВ», означающие праздничное приветствие: «Христос Воскресе!». Буквы потом отпечатывалась на готовой пасхе.
Семейные реликвии
Свои семейные пасхальные реликвии бережно сохранил и передал в фонды музея потомок рода Хвиюзовых из бывшего Амбурского скита Иван Михайлович Мамонов. Он вспоминал: «Семьи Мамоновых и Хвиюзовых были старообрядческими. Мои деды Григорий Петрович Хвиюзов и Николай Фёдорович Мамонов были знакомы и ранее, до женитьбы детей. Николай Фёдорович ходил в Амбурские молиться. Мама, Павла Григорьевна Хвиюзова, родом из Амбурских. Отец, Михаил Николаевич Мамонов, родом из д. Старое Лукино, был тоже человеком набожным. В 1916 го ду, после демобилизации со службы, он построил дом в деревне Новое Лукино, там и стала жить его первая семья. В 1926 году, когда Михаил Николаевич овдовел, очевидно, по сговору дедов, произошло сватовство. Тогда он работал на пароходе контролёром, там они и познакомились. Папа стал ездить на Амбурские на Пасху, Николин день зимний и 22 мая весенний день, на Троицу».
Для отправления служб, по заказу Михаила Николаевича, вскоре после женитьбы был сшит мужской кафтан из тёмно-коричневого сукна с застёжкой на пять металлических пуговиц и крючков. Передние полы его прямые, спинка в талию, от талии по бокам – клинья. Справа в шов вставлен карман, слева – «ложный карман». Воротник – «стойка». В нём он посещал службы в амбурской моленной.

Представляют интерес визитные карточки Михаила Николаевича, изготовленные в 1910-х годах в Архангельске. Простые по оформлению, с золотыми обрезами по краям; на лицевой стороне – имя, отчество и фамилия: «Михаил Николаевич Мамонов». На оборотной стороне одной из них оттиск чернильного штампа: «Христосъ воскресе!», на другой – сохранившаяся карандашная надпись: «Желанье Ваше исполняю, // Беру перо, въ Альбом пишу, // Добра, счастья желаю // И не забыть меня прошу».

Также в семье сохранилась пасочница, принадлежавшая Павле Григорьевне Мамоновой, матери сдатчика. По форме она была аналогичной описанным выше. На внутренних стенках вырезаны буквы «ХВ», а на противоположной – крест. Собранную пасочницу изнутри выстилали марлей, затем укладывали в неё творожную массу с различными добавками, плотно утрамбовывая, накрывали концами марли и помещали вверх ногами под гнёт. Сладкий творог Пасха выкладывался в виде усечённой пирамиды и символизировал Голгофу – место распятия Иисуса Христа.
Форма для кулича
Готовили на Пасху и кулич с цукатами, специями, изюмом. У каждой хозяйки имелся свой рецепт: «кулич простой», «кулич более сдобный», «кулич заварной». Их пекли столько, чтобы хватило на всю пасхальную неделю. Для выпечки, как и для творожной пасхи, использовали специальные формы. Имеющаяся в фондах музея форма для кулича изготовлена из жести, светло-жёлтого цвета, в виде усечённого конуса с рельефным бортом, разделённым на три пояса. Нижний – в виде полусфер, средний – крупное, косое, вихревое рифление, верхний – полукруг, чередующийся с выступающими полуконусами. Данная форма для кулича поступила из музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» в результате обмена. Ранее бытовала в д. Наумцево Приморского района.

«Поздравишки»
С конца XIX века одним из красочных и неотъемлемых художественных атрибутов праздника становится пасхальная открытка. В народе издавна существует добрая традиция поздравлять родных и знакомых с этим праздником. В этих целях в былые времена часто использовались почтовые карточки. Считалось, что чем больше людей вы поздравите, тем радостнее и благополучнее будет для вас год.
Почтовые карточки, посвящённые одному из главных православных праздников, стали попадать в Россию в 70-х годах XIX века. В те годы в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. Пасхальные открытки завозились чаще всего из Германии и Австрии.

Первые отечественные открытки к Пасхе появились в 1897 году. Сюжеты карточек были разнообразными, но все так или иначе связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Светлой Пасхи без кулича, разноцветных, искусно расписанных яиц, весёлых, троекратно целующихся людей. Популярны были открытки с куполами православных храмов, картинами праздничного крестного хода, весеннего половодья, цветущими ветками вербы, видами пробуждающейся весенней природы, зажжёнными свечами, пасхальными угощениями.
Пасха была любимым праздником. Жаль, что сейчас во многом утеряна культура поздравления в письменном виде, а бумажную почту всё больше вытесняет электронная. А вот в начале ХХ века это было обычным делом. На открытках встречаем надписи: «Со Светлой Пасхой», «Христос Воскресе!», «С праздником!». В фондах музея хранится всего пять открыток начала XX века: с изображением двух ангелочков, букетика из вербы, фиалок и двух цыплят, с изображением двух цыплят и бабочки, девочки, держащей коробку с яйцами. Место производства: Австрия, Германия.
«Поздравишки» писали даже малограмотные люди. Одна из таких открыток поступила в фонды музея от жителя нашего города Валерия Анатольевича Мартынова. Она прошла почту, была отправлена из Санкт-Петербурга в глухую деревушку Емецкого почтового отделения Архангельской губернии, датирована 1914 годом. Эта открытка, уже более чем столетней давности, досталась ему по наследству от бабушки, Акулины Яковлевны Аксеновой. На лицевой стороне её на фоне неба и облаков два ангелочка с белыми крыльями. Маленькие девочки с кудряшками на голове и с крылышками за спиной – так чаще всего изображаются художниками ангелочки на открытках. Эти создания ассоциируются у нас с чем-то светлым, добрым и прекрасным. В нижней части открытки тиснёная надпись: «Со СвЪтлой Пасхой!».
Многие из этих предметов вы можете увидеть на выставках и в постоянной экспозиции музея. Для нас важно бережно хранить и передавать далее традиции этого праздника потомкам.