Об организации туристического движения в Молотовске – Северодвинске в 1950-1960-е годы
В начале 1950-х гг. в Молотовске популярным видом отдыха стал туризм. К этому времени туристские группы уже были созданы во многих рабочих и ученических коллективах города. Но самая активная работа была организована в основном в турклубе Севмаша, который и задавал тон этой деятельности.
Слёты, походы…
В октябре 1951 года на берегу реки Кудьма состоялся первый слёт заводских туристов. В строящемся городе было много молодёжи, проживающей в общежитиях, и она предпочитала активные формы отдыха. В свободное время народ стремился выехать на природу. Многие тогда увлекались рыбалкой, охотой. Среди туристов своими организаторскими способностями, спортивным мастерством отличались Александра Воробьёва, Лидия Булгакова, Клавдия Кузьмина, Нина Михеранова, Виктор Елохин, Борис Мокеев, Василий Клюев, Валентин Таскаев, Валерий Гурьев и другие.
География путешествий в те годы настолько расширилась, что трудно было найти такое место, где бы ни побывали представители нашего города. Это Восточные и Западные Саяны, Урал, Карелия, Кольский полуостров, Тува, Алтай, Кавказ, Карпаты, Якутия, Дальний Восток, южные регионы страны.

Изучение окрестностей
С большим энтузиазмом прокладывались всё новые и новые маршруты по окрестным тропам, дорогам и речкам, к озёрам и дальним деревням. Особенно привлекали районы озёр у Онежского тракта, поселения Амбурские, Пертозеро, Корода, деревни Большой Кудьмы, Лая, Солза, Нёнокса и другие. Часто это были походы по заранее намеченному маршруту. Заполнялись маршрутные карты, в которых указывали состав группы, маршрут, километраж, ставлись отметки о проделанной работе. Организовывались не только походы выходного дня, но и многодневные, по Архангельской области.

Действовала «кругосветка»
По воспоминаниям одного из активных организаторов туристского движения Александра Николаевича Бурлова, для наиболее заинтересованных и подготовленных туристов действовала так называемая «Амбурская кругосветка». «Выходным днём тогда было только воскресенье. И поход начинался в субботу вечером. Уезжали дежуркой до Рикасихи в 17.15. Далее около шести часов по болотистым тропам, ночёвка в старинном старообрядческом поселении. А после полудня снова в путь, опять по таёжной и болотной тропе, но уже более коротким путём – до Большой Кудьмы. До города от этой деревни добирались на платформах по узкоколейке. Автобусы ещё не ходили.
Первые большие группы по этому маршруту провёл Борис Мокеев. Он был непревзойдённым знатоком окрестностей города. На его счету десятки лыжных, водных, пешеходных походов выходного дня и дальних самодеятельных путешествий на байдарках и яхтах.

Символ памяти
Неизменным атрибутом таких походов стал фотоаппарат. Были в группах и свои «штатные» фотографы. Отдыхающие туристы много фотографировали и фотографировались. Один из активных участников этих походов Л.Ф. Добрынин передал в фонды музея ряд снимков, сделанных в районе станции Лая. На одном из них – Каргозеро и одинокий домик на берегу. На другом – две весёлые молодые туристки сидят на кресте, лежащем на земле, весело о чём-то разговаривают, рядом с ними транзисторный приемник «Альпинист». На третьей фотографии этот же крест запечатлён отдельно.
Крест поражает своими размерами. Его высота примерно четыре метра, длина поперечных перекладин около трёх метров. Крест лежит на земле. Его мощный ствол, кроме нижней части, сохранился хорошо, но отсутствует нижняя крестовина. По всему стволу и перекладинам вырезан текст старославянским шрифтом, расшифровать который по фотографии практически не представляется возможным. Может быть, здесь помещены слова молитвы. Такого креста или подобного ему среди изученных и опубликованных мы не встречали. Крест этот – свидетель давней истории, символ памяти и напоминает о вечности и кратком миге бытия, о жизни и смерти.

Пустынь – деревня – хутор
Находился он на территории бывшей Залайской пустыни. Об истории этой пустыни известно немного, дата основания пока не установлена. В архивных документах за 1869 год говорится: «Залайская пустынь, переименованная в 1854 году в Каргозерскую деревню, находится в Вознесенской волости, от волостного правления в 23 верстах, от Лайской деревни в 8 верстах, от Белозерского скита в 17 верстах, от Архангельска в 32 верстах. Числится дворов – 10, других построек – 20, мужчин – 8, женщин – 16. Моленной нет. Существует с незапамятных времен». По данным Всесоюзной переписи населённых пунктов Архангельской области за 1939 год, Каргозерская деревня была переименована в Каргозерский выселок. Позднее жители стали называть это место Хутором, а озеро Хуторским.
Тайна Залайских крестов
Станция Лая была одним из активно посещаемых мест отдыха. Здесь проходили туристические слёты, организовывались в выходные дни выезды на поезде «Снежинка». Одна из коренных жительниц этой местности помнит, что крест лежал недалеко от её дома около тропинки, ведущей на станцию Лайская. В то время он ещё стоял. Большой крест с длинными досками вдоль вертикального бруса, оттого широкий, весь исписан. Ещё один крест, вспоминает она, стоял на дороге, идущей с берега реки Лаи, около бани; тоже большой и весь исписан. Кресты стояли на двух дорогах, идущих из деревни Лаи: одна – летняя по берегу реки, другая – зимник, впоследствии пересечённый железной дорогой и станцией. По размерам надписей на них и местам установки эти кресты можно, наверное, отнести к поклонным.