О вещах крестьянского быта
Каждая экспедиция – это новые знакомства и информация, поиск и приобретение интересных, порой уникальных предметов. В результате работы двух экспедиций в Мечку в фонды музея поступили предметы, широко использовавшиеся в быту местного населения последней трети XVIII – первой половины XX вв.: самовары, деревянная долблёная посуда, прялки и другие.
Тульские, московские
Надо отметить, что самым распространённым предметом, который мы видели практически в каждом доме, был старинный самовар. Их было собрано около десятка! В основном они были традиционной цилиндрической формы, в виде «банки», и представлены разными заводами. Об этом свидетельствуют имеющиеся на тулове самовара медали и надписи: «А. Чигинский в Тулъ», «Паровая давильная фабрика братья Туляковы в Тулъ», «Фабрика Григория Ивановича Тулякова в Тулъ», «Торговый дом А. Ленчиковъ и Зиминъ Москва», «Товарищество Торгового дома братьев Шемариных в Туле» и другие.
Для нашего музея также были переданы медные чаши от весов, рукомойник с носиком-сливом и двумя ручками по бокам, ковш красномедный с длинной ручкой, большой медный таз, ендова, которая служила для подачи на стол и разлива напитков: браги, кваса, пива. И знакомый многим людям старшего поколения учебник «История ВКП(б). Краткий курс. 1938 год» с многочисленными подчёркиваниями цитат классиков марксизма-ленинизма.

Сито, маслобойка, крупаль
Нам понравилось своей прочностью, мастерской работой деревянное сито для просеивания ячменя. Далеко не в каждом доме сейчас можно встретить настолько добротно сделанную вещь. Но особенно интересными оказались две деревянные болтухи (маслобойки) для взбивания масла. Они представляют собой высокий цилиндрический сосуд бондарной работы. Выполнены из деревянных тонких дощечек. Корпус стянут несколькими обручами. Вверху в круглое отверстие вставлялась деревянная ручка с деревянными лопастями в нижней части. Маслобойка – приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны путём взбивания. Такие предметы появились в фондах музея впервые.
Другим, не менее интересным предметом, стал деревянный крупаль для замеса теста. В предыдущих экспедициях крупали мне встречались круглой и овальной формы, а этот оказался прямоугольным. В разных местностях он носит своё собственное название: крупаль, покатуха, житник, в Онежском районе пахтальница, хотя везде выполнял одну и ту же функцию. Когда пекли житный ячневый хлеб, в него насыпали муку, деревянной лопаточкой из квашни брали тесто, клали в крупаль и встряхивали, чтобы сформировать хлеб и чтобы тесто обвалялось в муке, а потом переворачивали на лопату – и в печь. Пекли житники на поду. Пользовались ими до 1940-х гг.
Широко использовались в деревенском быту деревянная долблёная посуда: миски, корыта, бочки. Бочки делали из осины, из целого дерева.

Подарок от рекрута
Прялки, веретёна, рубеля, вальки… Все эти предметы занимали в жизни деревенской женщины большое место, сопровождая её с раннего детства и до старости. В связи с этим интересен резной деревянный валёк. Обнаружили мы его в доме, на повети. Видно было, что давно не употреблялся в быту, был грязным и запылённым, но, тем не менее, хорошо различался орнамент. Не так часто в настоящее время удаётся найти подобные предметы, а в этом просто чувствовалась своя таинственная история, была видна рука талантливого мастера. Дома валёк очистили от грязи, и на ручке обозначилась вырезанная дата: «1787 г.». Историю этого предмета поведал нам Кузьма Акимович Суетин, родственник сдатчика. «С такими вальками раньше женщины на реку ходили бельё выколачивать, чтобы чище было. Мыло экономили. Теперь этого не знают. А рубелем катали сухое. Да так выкатывали – не хуже нашего электроутюга. Помню, слышал эту историю ещё в детстве. Валёк этот принадлежал Сашиной (имеется в виду даритель предмета) прабабушке. Жила она в Холмогорском монастыре, а впоследствии вышла замуж за рекрута, отслужившего свой 25-летний срок. Им был сделан и подарен своей невесте этот предмет». К сожалению, время не донесло до нас имя мастера. В настоящее время валёк представлен в постоянной экспозиции музея «Русский северный дом».
Мезенские, пучугские
Из прялок в этих местах чаще всего использовались мезенские, с изображением коней и оленей, геометрическим орнаментом с завитками, выполненными чёрной и красной красками по светло-коричневому фону. Конечно, наибольшим интересом пользуются датированные прялки. Так, на одной из переданных мезенских прялок в центре чёрной краской сделана надпись: «13 1897 года». На донце другой прялки, с пучугской росписью, дата: «1925». Подобного рода предметы декоративно-прикладного искусства, как правило, не имеют информационных надписей, а значит, атрибутировать их гораздо сложнее. Поэтому при передаче предмета от сдатчика важно собрать полную информацию о нём – легенду: кому он принадлежал, известен ли мастер, когда был изготовлен или приобретён.

Подводя итоги
Экспедиции в Мечку, проведённые в 1991-1992 гг., были первыми этнографическими Северодвинского городского краеведческого музея. Нам удалось пообщаться с жителями деревень, которые родились ещё в начале XX века. С их слов были записаны сведения о хозяйстве, промыслах и ремёслах, культовых постройках и местных праздниках. Сейчас эти сведения могут представлять для многих людей неподдельный интерес. Мы опросили 47 человек, из них сдатчиками музейных предметов стали 19. По итогам полевых исследований в основной фонд музея поступило 73 предмета.
Раньше в каждом доме были старинные самовары, прялки, зеркала, ведь они часто являлись составной частью приданого женщины и в настоящее время ещё встречаются в семьях. Но, к сожалению, не всегда бывает так, что сохранившиеся предметы попадают в музей. Не все люди охотно расстаются со своими вещами, на первый взгляд уже не нужными. Это и понятно: ведь для кого-то они являются семейной реликвией, кому-то напоминают о важных событиях, о родных и близких. Поэтому любые находки и приобретение предметов, имеющих историческую и музейную ценность, являются для нас большой удачей.