
К юбилею директора Северодвинского драматического театра
Нет, нет, да и посещают иногда мысли, зачем ты живёшь на свете, в чём цель твоя. Все боренья с душой перетерпя, понял – цель есть. Сделать всё так, чтобы людям жилось немножко легче, проще, душевнее. И, наверное, на одной волне со мной директор Северодвинского драматического театра Алевтина Геннадьевна ГОЛУБЕВА. Самая душевная, искренняя, всепрощающая, непосредственная, дорогая лично для меня. Я не знаю в Северодвинске более открытого человека, более непосредственного. Того, кто может спокойно и уважительно разговаривать и с министром, и с дворником. Того, кто уважает прессу, которую сейчас никто не уважает. Того, кто всей душой болеет за театр, и радуется как ребёнок всем его успехам. И огорчается, когда случаются промахи. Того, кто стал настоящей родной мамой коллективу театра.
Чтобы сохранить коллектив
Добрый и преданный друг нашей газеты заслуженный работник культуры РФ, обладатель нагрудного знака «За заслуги перед Северодвинском» Алевтина Геннадьевна ГОЛУБЕВА отметила свой юбилей!
Уже больше 50 лет Алевтина Геннадьевна работает в культуре города корабелов. Проходила школу жизни в библиотечной системе, горкоме партии, отделе культуры горисполкома… Поработала в наши дни и в мэрии Северодвинска.
Но, конечно, большая часть трудовой деятельности Алевтины Геннадьевны связана с Дворцом культуры имени Ленинского комсомола (ныне – Дом корабела) и Северодвинским драматическим театром. И, как она сама признаётся, самая любимая часть.
— Просто быть начальником – это очень примитивно. Когда каждый человек на работе – это личность, то есть, вместе с личной жизнью воспринимается, с личным характером, с личными возможностями, с личными хорошими и плохими качествами. Мне везёт, что я, в основном, вижу в человеке только хорошее. Стараюсь на этом строить взаимоотношения.
В Ленкоме Голубева работала больше 12 лет. Это были нелёгкие перестроечные годы, а затем и катастрофические для нашей страны 90-е. И Алевтина Геннадьевна прилагала титанические усилия, чтобы сохранить весь коллектив, стабильно выплачивать зарплату. И ей это удавалось. Потому что она всегда умела находить с людьми общий язык, договариваться о поддержке с руководством Севмашпредприятия, партнёрами, спонсорами. Творческий коллектив Дома корабела и по сей день обожает Алевтину Геннадьевну, искренне сожалеет, что пришлось расстаться с ней.
— Я очень «старомодная» женщина. Не внешне, а в душе. У меня нет навороченной иномарки – езжу на старенькой «Волге» и получаю удовольствие. У меня нет евроремонта в квартире, но здесь всё дышит моим прошлым, моей молодостью, моей семьёй. Сотни книг, с которыми я не могу расстаться, где на видном месте томики стихов Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Рубцова, собрания сочинений классиков. И – можно посмеяться – всё собрание сочинений Ленина. Правда, на нижних полках. Булгаков, Солженицын, история России в томах Соловьёва и Ключевского. А вот модной техники бытовой почему-то нет. Зато на стенах много картин наших художников.
На небывалом подъёме
19 лет, как Алевтина Геннадьевна возглавляет Северодвинский драматический театр. Она пришла туда в самый сложный период – у учреждения несколько лет не было ни директора, ни главного режиссёра, театр покидали актёры. Из мужской части труппы оставалось уже чуть ли не три человека. Тяжким грузом висели финансовые проблемы – длительное время не выплачивали зарплату, театр был должен сторонним организациям. И снова Алевтина Геннадьевна начала выправлять ситуацию. Приложенные усилия дали благодатные результаты. Не сразу, но театр вышел на новый уровень. И в техническом, и в творческом плане. Началось сотрудничество с интересными режиссёрами, репертуар пополнился яркими спектаклями, заработала малая сцена. Впервые за много лет труппа стала ездить на гастроли в другие города. Стабильной стала и финансовая ситуация.
Сегодня театр находится на небывалом творческом подъёме, выпуская спектакли, которые высоко оценивают как зрители, так и профессиональные критики. Появился новый главный режиссёр, труппа пополнилась молодыми и талантливыми актёрами. Пришли в коллектив и опытные мастера сцены. Театр участвует в различных фестивалях.
А всё это благодаря неуёмной энергии Алевтины Геннадьевны, её умению ладить и договариваться, поистине материнской заботе о коллективе.
— Жизнь пролетает быстро, полна событий, хороших и не очень. Я уже не говорю: «Жизнь – она длинная, как вечность!». А говорю – жизнь пролетает очень быстро, она не вечная, её надо ценить постоянно. И помнить, что всё возвращается к человеку. Поэтому нельзя быть злопамятным, злым, подлым, нечестным, жадным, гордым – ведь всё к тебе вернётся.
Моральный климат много значит
– Алевтина Геннадьевна, как вы считаете, какое ваше самое главное достижение за 19 лет работы директором театра?
– На сегодняшний день театр находится в хорошей физической форме, если можно так выразиться. Нет каких-либо слабых мест. Материально-техническое состояние театра хорошее. Не моя, конечно, заслуга (но документацию мы готовили, вот такие стопы документов оформляли) – при поддержке партии «Единая Россия» получаем ежегодные субсидии на постановку спектаклей. Хорошо, что не надо тратить внебюджетные средства на эти цели, и у нас получается некоторая экономия, которую мы можем пустить на текущую жизнь театра. Сейчас у нас хороший состав труппы, появилось много молодёжи, талантливой, перспективной. Кто-то, может быть, и скучает, что нет тех старых имён, которые были раньше, но всё движется вперёд. Вот на столе у меня лежат резюме одной актёрской пары и молодого человека, окончившего Архангельский колледж культуры и искусств. Думаем, наверное, возьмём. Труппа постоянно обновляется, и нет тех больных вопросов, какие были раньше. Вообще найти актёров можно, но гораздо более важный вопрос – как их устроить со всеми удобствами. Процентов северных у них нет, а необходимо, чтобы они получали нормальную зарплату и жили в нормальных условиях. И я стараюсь решать все эти вопросы, вроде бы все довольны, никто не в обиде. Поддержка творческой молодёжи – это приоритетная задача. Чтобы каждый чувствовал себя комфортно в коллективе.
Я думаю, что моральный климат в театре очень много значит. Чтобы относились и к тебе с доверием, и ты каждому доверяла и знала, от кого, что можешь ждать. Получается хороший тандем.
Год на год не приходится. Иногда удачный репертуар с помощью художественного совета, который я возглавляю, составляем. Иногда не получается сделать всё, что задумали. Это творчество. А в нём всегда бывают спады и подъёмы. Я считаю, что сегодня театр находится на уровне по всем позициям. Укомплектованность труппы, нормальные взаимоотношения в коллективе, хорошие взаимоотношения администрации театра и актёров, обновлённая материально-техническая база – всё вместе это составляет залог нашего успеха.
— Мне нравится, что у театра сегодня много друзей, что его любят дети, студенты, ветераны, хочется видеть в наших залах как можно больше зрителей. Мне нравится, что к театру неравнодушны СМИ, помогает администрация города. Мне нравится, как ко мне относится коллектив, что мои родные любимые актёры полны творческих задумок. Мне нравится всё решать коллегиально и по-доброму. Я очень люблю нашу театральную жизнь, а значит, все проблемы разрешимы.
Впервые за 40 лет
– Когда вы только пришли в театр, перед вами разом встало множество проблем.
– Сейчас, слава богу, всё в порядке. Наши актёры получают достойную зарплату. Правда, есть нюанс – мне кажется, что они мало получают. Есть такой пунктик у меня в голове. Стараюсь сделать всё, чтобы никто ни в чём не нуждался. Та же балльная система, например.
Когда я пришла сюда, со дня основания театра (здание сдали в эксплуатацию в декабре 1983 года) никаких ремонтов не делали. А мы очень многое сделали за эти годы, достаточно пройтись по служебным помещениям. Сейчас вот отремонтировали вестибюль 1 этажа. 40 лет там ремонта не было. Сдвинули с мёртвой точки этот вопрос. Всё у нас красиво теперь там. И, конечно, в первую очередь мы стараемся сделать всё, чтобы зрителям было максимально комфортно и удобно.
— Думаю, что моя последняя пристань – театр. Невозможно было спроектировать, что я проработаю здесь почти 20 лет. И что будет чувство, что в театре я была всю свою жизнь. Здесь всё даётся непросто. Работать с талантливыми творческими людьми, досконально чувствовать их и любить – их достижения, слабости, недостатки – сможет точно не каждый. И у меня не всё получается. Но я умею признавать ошибки, мучительно переживать, если чувствую, что перегнула палку или поступилась принципами. Спасает меня то, что мне дорог каждый работник, независимо от должности. Надо просто каждого понять.
– Есть у вас какой-то особо любимый спектакль?
– Я недавно думала на эту тему. С теплом вспоминаю музыкальные спектакли питерского режиссёра Игоря Ларина. Тот же «Небесный тихоход». Вообще у нас наладилось хорошее сотрудничество с некоторыми режиссёрами, они периодически ставят спектакли. И это наше достижение, большой плюс. Очень плодотворно работаем с Андреем Тимошенко, Алексеем Ермилышевым. Субъективно или объективно, но мне очень нравятся спектакли «451 по Фаренгейту» по Рею Брэдбери, «Были-небыли» по Фёдору Абрамову. С некоторыми режиссёрами морально тяжело прощаться. Вот, например, спектакль «Человек из Подольска» Дмитрия Бурханкина, которым мы закрывали этот творческий сезон. Я очень насторожённо приняла режиссёра и тему спектакля, как и коллектив театра. Беспокоил его своеобразный подход к работе. А когда попрощались, все говорили: «Да мы с удовольствием поработали бы с ним ещё. Было ведь интересно».
«Позвольте мне быть серьёзной»
– Какие вы качества больше всего цените в людях?
– Больше всего я ценю душевность, человечность, искренность, неумение кривить душой, доброжелательность. Иначе никаких путёвых взаимоотношений не получится. Мне, знаете, что приятно? То, что коллектив следит за мной в хорошем смысле этого слова: «Что-то у вас сегодня настроение не то». Я говорю: «Всё время хихикает только дурак. Позвольте мне быть серьёзной».
– Кому вы очень благодарны в жизни?
– С самого начала работы, мне встречалось много хороших людей. Зинаида Семёновна Меркурьева была замечательным, умным человеком. Она научила меня очень многому. Раиса Абрамовна Скибинская первые шаги в моей жизни направляла. Валерия Леонидовна Костюкова – её бесценный опыт мне очень пригодился. Когда я работала в горисполкоме заведующей отделом культуры, там были такие люди, которых я до сих пор не могу забыть. Например, Юрий Григорьевич Пургин, председатель культурно-спортивного комплекса, Леонид Алексеевич Чернышёв. Их слово, авторитет были какими-то непререкаемыми для предприятий города.
– Я выросла в семье, где было шестеро детей, и это здорово. Моей маме исполнилось бы уже 100 лет. Я её очень люблю и уважаю. Как много мне передалось от неё. 28 лет как погиб от пули недоразвитых людей мой муж Сергей. И 28 раз в день его смерти я выезжала в Нижний Новгород на встречу с ним, на его могилу. Это для меня святое – посетить могилы моих и его родителей, его могилу… Самое дорогое у человека всё-таки – это его семья, его близкие.
Не исключить из жизни
– А Давид Гусейнович Пашаев, Александр Николаевич Беляев? Думаю, знаковые для вас люди.
– Я очень уважаю их, они очень много сделали для меня. Я скажу так: театр даже воспрянул от того, что мэр города к нему так относился. Не пропустил ни одной премьеры. Приходил с супругой. Принимал активное участие в жизни театра. Что касается Давида Гусейновича, я всегда знала, что он меня поймёт и пойдёт навстречу во всех просьбах, желаниях и даже по своей инициативе продвинет Дворец культуры имени Ленинского комсомола, он был у него на ведущих позициях. Вспомню и Олега Александровича Трегубова. Он многому меня учил в жизни. У него на всё был свой опытный взгляд, своё мнение. К сожалению, этих выдающихся людей уже нет…
– Если бы у вас была возможность перемотать время назад, вы бы снова выбрали такую судьбу?
– Никакого этапа из своей жизни я не могу исключить. Я никогда не претендовала ни на какие должности. Но я очень привыкаю к месту, где работаю, и мне сложно бывает его поменять. Я всегда со слезами расставалась с коллективом. Искренне ревела по людям, которые стали мне дорогими.
Коллектив газеты «Новый взгляд на общество и политику» присоединяется ко всем поздравлениям! Всего вам самого доброго и счастливого, дорогая Алевтина Геннадьевна!