
Как я училась быть наблюдателем на выборах
«Нам «счастье» привалило», – прокричала в телефон председатель совета ветеранов округа №20 Валентина Овсянкина., – хотите быть наблюдателем на выборах? Не на одних, на всех, что впредь будут. Надо только лекцию прослушать и тесты сдать. Ну что, идёте?» Я не один раз была наблюдателем на выборах, вроде знала эту «кухню» изнутри. Как-то без лекций обходились. Проштудируешь закон о выборах перед голосованием и идёшь наблюдать. «Учиться никогда не поздно», – решила я и пошла.
Компетентность, спокойствие, конструктивность
Курс подготовки не молодого бойца, но наблюдателя предстояло прослушать в выходной день 9 июля с 9-ти утра в лицее №17, что на улице Воронина. В назначенный час открываю дверь лицея, который тридцать лет назад окончил сын. Бросился в глаза установленный турникет на входе, отремонтированные вестибюль, раздевалки, лестницы, кабинеты, рекреации, насквозь просвечиваемые солнцем. Поразила столовая современным ремонтом, интерьером и мебелью. Несмотря на большой размер помещения столовой, всё грамотно расставлено: сдвинуты столы для 4-х команд, доска для информации, стол лицом к аудитории и атрибуты для выборов. Порадовалась за лицей. Ещё недавно нас, «Детей войны Молотовска» приглашали в Дни Победы выступать перед лицеистами, и выглядели помещения тогда вышедшими из советского времени.
Семинар открыла заместитель председателя Общественной палаты Архангельской области О.А. Фофанова. Она рассказала о масштабе обучения. Цели обучения: оснастить наблюдателей необходимыми знаниями и умением применять их на практике, обеспечение легитимности выборов, то есть, принятие народом законности выборов, защита интересов наблюдателей. «Главное в подготовке, – сказала она, – качество обучения». Не забыла Ольга Александровна подчеркнуть ключевую роль Общественной палаты Поморья в организации выборов, организации общественного наблюдения, нововведении обучающих семинаров и поддержку Советами муниципальных образований области и администраций. Архангельская область стала одним из 25 регионов страны, где организовано онлайн-голосование на портале Госуслуг. По итогам слушаний и практикума участникам семинаров вручат сертификаты, подтверждающие полученные знания.
Ирина Зубова, член общественного штаба наблюдения за выборами, тренер, поделилась своим видением обучения наблюдателей: «Участникам обучения предстоит изучить юридические нюансы работы наблюдателей и практические вопросы реагирования на возможные нарушения. Главное для наблюдателя – компетентность, спокойствие, конструктивность.»
Семён Белялов, специалист по работе с молодёжью Молодёжного центра Архангельска, второй тренер: «У нас различная подача информации – и современные технологии и классические методы обучения. Наша цель – дать участникам всю необходимую информацию и мотивацию стать наблюдателем.»
«Пишите заявления, звоните в штаб»
Лекция, подумала я, продлится два – три часа, после неё пройдём тест по изученному материалу, получим методические рекомендации и будем дожидаться ближайших выборов в Архангельское областное Собрание депутатов. На самом деле, оказалось всё не так. Семинар продлился аж до 8 вечера. И только в 19.30 нам выдали анкеты – опросники на 4-х листах, на которые мы должны были быстренько ответить за полчаса. На семинаре присутствовала не только молодёжь, но и дамы серебряного возраста, которым большой объём информации оказался не под силу, и они предпочли после перерыва в 16 часов покинуть мероприятие. Действительно, зачем перенапрягать себя и потом тратить сентябрьские деньки на просиживание на избирательном участке. Лучше потратить их на заготовки на зиму.
Часы перешагнули за полдник, а наши преподаватели всё щебечут и щебечут. Нам рассказывают о компетенции наблюдателей, о выборном цикле 2023 – 2024 годов, о полномочиях, статусах, правах и обязанностях участников избирательного процесса, нарушениях, влияющих на итоги голосования и нет. Устроили соревнования команд по теме «Выборы в цифрах и фактах», где мы должны вспомнить, когда были выборы в Государственную Думу Российской империи, сколько женщин были кандидатами в Думу уже в новой России и многое другое. Наша команда «ТОП Фортуна» заняла третье место из 4-х. Был и практикум «Модельный УИК». Обучающиеся пытались уловить нарушения в сценке избирательного процесса, разыгранной ведущими. Понятно, не все нарушения мы обнаружили, хотя об алгоритмах верификации нарушений семинаристам объясняли.
Видя наши усталые лица, тренер Ирина пытается нас воодушевить: «Запомните: в случае чего – жалуйтесь! Это – самое главное, что вам предстоит понять и уяснить. Увидели непонятные действия, явный вброс бюллетеней, пьяного или ведущего агитацию – пишите заявления, звоните в штаб. Это – самое важное. Остальное – мелочи».
Рабочий день
За несколько недель до даты нам позвонят из штаба и объявят адреса участков, на которые мы попадаем. На избирательный участок необходимо явиться не позднее, чем в 7.00. Ведь комиссия начинает работу за час до 8.00 – официального времени открытия участков.
Рабочий день продлится с 7.00 до 23 часов минимум. Дело в том, что, когда выборы заканчиваются, идёт ещё подсчёт голосов, наблюдатели обязаны следить за этим в оба глаза. Чтобы также предотвратить вброс и ошибки при подсчёте. А ещё – обязательно забрать протокол выборов. И передать по электронной почте в штаб.
«Помоги партии победить»
Стрелки часов перешагнули за 18. Ирина, активный, позитивный человек просто фонтанирует информацией, которой согласно программе ещё уйма. А анкеты никак не выдают. Задумалась, в чём моя задача, как наблюдателя? Общественная палата занялась организацией обучения по инициативе губернатора. Курирует в муниципальных образованиях администрация. Всё руководство области, городов и посёлков представители «Единой России». На прошлых выборах в областное Собрание выиграло много коммунистов, которые критиковали власти за состояние медицины в области, за повышенные тарифы за вывоз мусора из образовательных учреждений, гаражных и дачных кооперативов. Поднимали и другие проблемы. Думаю, что наверху это не очень одобрили. Ведь количество депутатов – единороссов уменьшилось. Да, можно долго кружить вокруг да около, говоря о формировании общественного мнения, своей чёткой гражданской позиции, но, если честно, наблюдатели от кандидатов в депутаты и от партий выдвигаются именно для того, чтоб не мешали набирать голоса для победы или хотя бы набрать максимум голосов электората.
Что ещё можно и нельзя
Мы должны наблюдать, быть в гуще событий, снимать на видео и фотографировать любые инциденты на участке. Делать этого в случае опасности не рекомендуется. Есть полицейский, вот пусть он и занимается удалением пьяных, бунтующих, агитирующих, разнимает драки. Во-вторых, мы ни в коем случае не должны вступать в разговоры с теми, кто пришёл голосовать, ведь председатель комиссии может истолковать любые шептания как агитацию за какую-нибудь партию или кандидата. Если он это сделает, может настаивать на удалении. Кстати, удаление наблюдателя может быть только по решению суда. В дни голосования в штабе есть дежурный судья, оперативно принимающий решение в конфликтной ситуации. Нам категорически запрещено: трогать бюллетени, выдавать их и заполнять, непосредственно участвовать в их подсчёте, расписываться за избирателя даже по его просьбе, нарушать тайну голосования, вести агитацию, вмешиваться в работу комиссии, а также вести политические дискуссии и пререкания.
А вот обязанности, точнее, права наблюдателя оказались куда более длинными. Они начинаются с проверки подготовки участка к голосованию: прошиты и пронумерованы ли листы, погашены ли неиспользованные открепительные удостоверения, есть ли акт о досрочно проголосовавших, светло ли в кабинах для голосования, есть ли ручки (карандаши запрещены), предъявлены ли пустые урны для голосования и так далее. Заканчивается длинный список правилами контроля при подсчёте голосов – удалены ли с участка все посторонние, обеспечен ли присутствующим полный обзор за действиями УИК, не пользуется ли кто-то при подсчёте письменными принадлежностями и т. п.
Наблюдатель – «смотрящий» и свидетель
Тренеры призывали нас слушать внимательно. В моменты, когда рассказывали, как им казалось, наиболее важные вещи, произносили: «Запомните, когда члены комиссии выезжают к избирателю на дом, они обязаны позвать вас с собой. А мы – внимание – не обязаны ехать. Хотя вполне можем это сделать. А можем остаться на участке, если не устали сидеть. Сам избиратель, если хочет, чтобы с урной для голосования приехали к нему на дом, обязан изъявить желание не позже, чем за 6 часов до окончания работы избирательного участка. И только из-за плохого состояния здоровья или инвалидности, наличии грудного ребёнка – других причин просто нет.
«Вы должны внимательно смотреть за членами комиссии, чтоб никто из них не заполнял ничего. Потому что они могут заполнять бюллетени за знакомых асоциальных жителей округа, которых знают лично, и уверены, что те не придут голосовать. А когда будет выезд на голосование на дому, необходимо запомнить, какая фамилия последней значится в реестре. Если уехали с крайним Ивановым, должны так и вернуться. Без вписанных фамилий».
Всего же нарушений в ходе выборов около сорока. Их нужно запомнить и знать назубок, ведь они должны облегчить нам дни выборов. Мы должны чётко следить за порядком. Самое главное, чего все боятся, – это вбросы».
Нам, будущим наблюдателям, по инструкции следует громко кричать и хватать за руку человека, пытающегося бросить в урну для голосования стопку принесённых с собой заполненных бюллетеней. Важно, подчеркивали лекторы, знать, откуда эти листы берутся. Как правило, из-за пазухи, из карманов, сумок. Достают заполненные листы около самой урны, чтоб незаметно бросить. «А зачем за руку хватать?» – размышляю.
«Потому что необходимо, чтобы эти бюллетени были у него в руке, когда к вам приблизятся свидетели, – объясняют, – Если они окажутся у вас в ладони, нарушитель может закричать, что они не его, а ваши. А ещё хуже, если стопка всё же окажется в урне и размешается с уже лежавшими там листами. Тогда выборы на участке будут признаны не состоявшимися. Потому от того, насколько громко вы закричите и ловко схватите нарушителя за руку, найдёте поддержку других наблюдателей и конфликтная ситуация быстрее разрешится. Кроме того, необходимо вглядываться в лица голосующих. Нам ведь запрещено лишь заходить в кабинки, но стоять около них – нет. И нужно стараться предотвратить ситуации, когда несколько раз заходит голосовать один и тот же человек. Ему выдают бюллетени также за маргиналов, которые вряд ли появятся на участке. В случае уверенности, что мы точно видели какого-то избирателя, нужно также кричать и звать полицию и председателя. Писать жалобу и звонить в штаб.
Наконец, нам выдают листы с тестами. Необходимо выбрать из предложенных вариантов верный. Лихорадочно заполняем тесты всей командой. В 8 вечера сдаём опросники. Комиссия проверит и при малом объёме ошибок выдаст сертификаты. Кроме ближайших предстоящих выборов, сертификат будет годен и для вех последующих. А я не уверена, что сделаю 3 выборных дня под завязку насыщенными и трудоёмкими, с 7.00 до 23.30.
Немного пожеланий
Правильно, что на избирательные участки должны направлять наблюдателями квалифицированных профессиональных граждан, знающих законодательство, чтобы они могли проконтролировать весь избирательный процесс, обеспечить чёткость и прозрачность выборов.
Но семинар необходимо проводить два дня. Заметила, что даже молодым 11-ти часовой мозговой штурм тяжеловат. А пожилым и подавно. Желающим стать наблюдателем необходимо свободно владеть смартфоном с выходом в интернет, фотографировать процессы волеизъявления граждан, нарушения и посылать в штаб. После подсчёта голосов переслать по электронной почте протокол голосования. Кроме того, с портала НОМ (независимый общественный мониторинг) необходимо скачать методичку, нужную для руководства в работе наблюдателя.
В общем, впечатление от профессионализма организаторов остались самые отрадные. Опыт, который есть у организаторов, ими прекрасно освоен и изложен в виде конкретных указаний, вплоть до пошаговых.
Только всё обучение меня не покидала мысль, откуда они взяли столько нарушений. История мох предыдущих наблюдений на выборах не зафиксировала такой массы. В комиссиях работают такие же люди, не какие-то злые негодяи – фальсификаторы. Если делают небольшие ошибки, не влияющие на итоги голосования, то стоит ли сразу нарываться на конфликт. Да и люди у нас в городе в основном порядочные и интеллигентные.