
Николо-Корельский монастырь. Раньше Мечка была его вотчиной
Из дневника экспедиций сотрудников музея
В Северодвинском городском краеведческом музее было организовано три этнографических экспедиции по Приморскому району Архангельской области в те места, которые раньше были вотчинами Николо-Корельского монастыря. Помимо непосредственного сбора предметов, представляющих историческую и музейную ценность, важной задачей являлось изучение быта и хозяйственной деятельности коренного населения бывших вотчин, воспоминания людей о прежней жизни. В экспедиции мы побывали с волонтёром музея Сергеем Луцковским.
Кирпичный завод
После изучения Княжестровья в 1991 и 1992 гг. сотрудники музея продолжили свои полевые исследования в кусте деревень, объединённых под общим названием «Мечка». Было обследовано семь населённых пунктов: д. Мечка, Никольское, Новосёлово, Сухарево, Павлово, Суетино, Негино.
В XVII в. в Николо-Корельском монастыре начинается каменное строительство. Для этого кирпич изготавливался на своих монастырских заводах, построенных за 60 вёрст по реке Двине, на реке Мячке. В силу своей незначительности монастырь не выходил за пределы Подвинья, у него не было вотчин в центральных областях, и поэтому он в большей неприкосновенности сохранял старые сложившиеся отношения в Поморье, местные особенности.
«Сеют на себя»
Монастырь не развивал своего сельского хозяйства – крестьяне «сеют на себя», а платили дань и оброки деньгами. Этим объясняется, почему земельные приобретения монастыря росли незначительно. Его основная хозяйственная деятельность была сосредоточена на соляном и рыбном промыслах.
Если говорить о сельском хозяйстве в вотчинах монастыря, то есть данные, что в д. Мечка в небольшом количестве сеяли жито (ячмень), там же у монастыря издавна была мельница и в Нёнокском усолье, где иногда собирали лишь то, что посеяли. Нередко даже жито получалось «зелёное», «недоходное», «недозрелое», «чёрное», «морозобитное».
Значительное место в собственно монастырском хозяйстве занимало животноводство.
Продукты животноводства из монастырских деревень отправлялись в монастырь, в Холмогоры, Вологду, усолья. Такой была связь монастыря с интересующим нас регионом.
Всеми угодьями и землями, переданными по царским грамотам, а также другими некоторыми угодьями, приобретёнными после, в том числе «на Княжестрове деревней Мячкова гора, и мельницею на реке Мячке», монастырь владел до 1764 года, когда вотчины и земли и всё прочее были изъяты у монастыря в Коллегию экономии со всеми ранее выданными документами.
После отобрания вотчин и земель монастырю для продовольствия и пользования сначала было отведено только шесть десятин для огорода и выгона скота; через 38 лет был отведён ещё остров Шатун для сенокоса, что вместе составило 33 десятины. Позднее монастырю ещё отводились участки для ловли рыбы, лесные угодья и т.д.
Земли и имущество, оставленные монастырю, были весьма скудны и не могли обеспечивать его содержание. Ещё в 1719 году в Архангельске была построена часовня, принадлежащая ему, обращённая в 1869-м в храм для служения.
Входит в состав
В 1785 году д. Мечка входит в состав Княжестровской волости, а с 1905-го в Кехотскую волость Архангельского уезда Архангельской губернии с числом дворов – 60, мужчин – 90, женщин – 214. 1 августа 1917-го Княжестровская волость выделилась из Кехотской. В её составе было 16 деревень, 346 дворов, мужчин – 690, женщин – 387. С 1927 года Мечка входит в состав Княжестровского сельского совета. С 1922 до 1959 г. – была в составе Княжестровского сельского совета Холмогорского района Архангельской области. С 1961-го относилась к Лявленскому сельскому совету Приморского района, с мая 1991-го – относится к Лисестровскому сельскому совету Приморского района Архангельской области.
Деревня Мечка расположена на возвышенном месте, на левом берегу реки Северная Двина в 6 км от Княжестрова. На 1991-й в ней насчитывалось более 50 домов. До 1917-го в Мечке работала церковно-приходская школа. До 1970-х гг. была начальная школа (4 класса), потом её закрыли, и дети пешком ходили в Новодвинск. Был бревенчатый клуб, но в 1980-е его разобрали и увезли в Кузьмино под жилой дом для приезжих.
Хозяйство, промыслы и ремёсла
Основу хозяйственной деятельности населения составляло земледелие, животноводство и рыболовный промысел. Выращивали картофель, капусту, огурцы (в парниках), горох, один год – кукурузу и помидоры, репу, редьку, турнепс. Сеяли рожь, овёс, ячмень. В конце XIX – начале XX в.в. каждое хозяйство насчитывало в среднем две коровы, лошадь. Земли хватало. На заливных лугах намётывали много сена. До колхозов в деревне было 70 с лишним телят и коров.
Был в Мечке свой лесозавод, с жерновами, перемалывающими древесину. На нём же выпускали бумагу. Старожилы вспоминали: «На лесозаводе одна рама была, работала медленно. Бревно запустят в раму, работники сходят, опохмелятся, а бревно всё ещё пилится. Запань была отсюда до Чевакино, всё было забито лесом. Были ворота, пропускали лес, сортировали его. На первом лесозаводе (Турдеевская) работали со своими лошадьми на отходничестве. Те, кто приходил сверху, с Вологды, звали «верхота», «лапотниками». У нас все здесь ходили в сапогах, в лаптях только в хлев. На пожню ходили в ступнях. Сапоги шили сами. Были и заезжие мастера, которые делали обувь на заказ».
В 1923 году открылась молочная артель, где делали масло. «Был приёмный пункт, там принимали молоко. Стоял сепаратор. Бочка, две ручки, крутили вручную. Наверное, получали сливки и делали масло. Молоко приносили крестьяне. В книжке записывали, сколько сдано. Недалеко была лавка, в которой торговали. Там сданное молоко переводили на деньги и брали товар. Торговали на деньги и по книжке. Было это ещё перед колхозами, потребкооперация. Дальше масло или сливки отправляли в Архангельск. Ходил винтовой пароход № 12, потом «Коммунар», «Балхаш»».
Имелась в деревне и ветряная мельница. Крестьяне из окрестных деревень возили туда зерно. В небольшой лавочке хозяин торговал по мелочи.
В 1930-1931 гг. был организован колхоз имени Кагановича. В сентябре 1951-го три колхоза: имени Кагановича (Мечка), Челюскинцев (Сопушкино) и «Красный Октябрь» (Кузьмино) объединились под общим названием «Дружба». В колхозе создали комплексную бригаду животноводства и полеводства, в которую входило 70 человек рабочих.
Наряду с земледелием и животноводством здесь был развит рыболовный промысел. В основном ловили на озёрах неводом для себя. В военное время созданная бригада ловила рыбу (ерша, налима, щуку) на реке и сдавала её в Архангельск. Сёмгу вылавливали в Лявленской протоке, под Койдой, на «выбоя».
В первой четверти XX века часть мужского населения уходила работать на лесозаводы в Турдеевку, в Архангельск. Женщины работали дома по хозяйству. Почти в каждой семье женщины пряли и ткали. Лён покупали кипами в Архангельске. Но ткацкие станки были не у всех. Модными в то время были пёстрые ткани в клеточку.
Кустарные ремёсла, как и везде в Поморье, были развиты на уровне домашнего ремесла. Вся необходимая утварь и орудия труда производились в каждой семье для своих нужд, реже – на заказ соседям. Значительную часть бытовых предметов покупали в Архангельске. Отсюда везли: ткани, одежду, медную, фарфоровую, фаянсовую посуду, мезенские, двинские прялки. Глиняную посуду привозили зимой на лошадях из деревни Косково, а весной на лодках. Плели корзины из ивовых прутьев, из дранки. Берестяных корзин не делали.
Мастера
Дома рубили сами. Был мастер в деревне – Калина Сергеевич Рогушин. Шил карбаса, лодки. Делал прялки. В Соснино, Чевакино – были мастера, шили лодки, не на гвозди, а вицами. Две дырочки просверлят сверлом, внизу распарят и между ними выковырят и вицу продёргивают снаружи внутрь, а оттуда клинышек, чтобы обратно не вылезала. Доска одна на одну шла. Вот почему и шили. Некрасов, по прозвищу Афоня Козырёк, шил лодки из ёлки.
Экспедиции, проведённые в 1991-1992 гг., были первыми полевыми исследованиями музея. Нам удалось пообщаться с жителями деревень, которые родились ещё в начале XX века. С их слов были записаны сведения о хозяйстве, промыслах и ремёслах, культовых постройках и местных праздниках. Сейчас эти сведения могут представлять интерес.
Продолжение следует.