
Лев Алексеевич Матушкин и Владимир Сергеевич Миронов в заводском музее «Звёздочки»
Их достойно носил Лев Алексеевич Матушкин
Во флоте Лев Алексеевич Матушкин с 1943 года. А родился он в Кронштадте 17 февраля 1927-го, можно сказать – в семье потомственных моряков. Его дед служил ещё при царе старшим кондуктором знаменитого броненосца «Андрей Первозванный». Отец Матушкина – Алексей Алексеевич тоже военный моряк, но уже советского времени, он политработник, член Военного Совета нескольких флотов и флотилий, дослужившийся до звания контр-адмирала.
Прибавил один год
Детство Льва Алексеевича сначала прошло в Кронштадте, где он учился в средней школе. Когда началась война, в декабре 1941 года он с матерью пешком по льду Финского залива перешёл в блокадный Ленинград. Отсюда их эвакуировали в город Минусинск Красноярского края. Здесь Лев продолжил учёбу и одновременно работал. Окончив 8-й класс, он, прибавив в документах себе один год, обратился в военкомат, чтобы добровольцем отправиться на фронт. Но поначалу его зачислили в отдельный полк десантников-лыжников в Красноярске. 3 октября 1943 года Лев Алексеевич принял военную присягу и получил направление в фельдшерское училище ВМФ в том же Красноярске. Когда война уже близилась к концу, в июле 1944 года Матушкин, можно сказать, уверенно ступил на морскую стезю – оказался в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, которое он окончил в 1946 году. Успел он, к тому же, захватить и морского лиха – принимал участие в боевом тралении на Балтике.

Первый корабль – крейсер «Чапаев»
А дальше его ждали поступление и учёба в Высшем Военно-морском училище имени Фрунзе. В сентябре 1950 года, окончил его и получил воинское звание «лейтенант». Известно, что Лев Матушкин добивался назначения на Северный флот, на подводную лодку, но свободных вакансий у флотских кадровиков не было. Поэтому его первым кораблем стал надводный – балтийский крейсер «Чапаев». Туда Матушкин пришёл командиром боевой электронавигационной части. Правда, вскоре «Чапаева» перевели на Северный флот.
На Севере, на одном из учений проявились штурманские способности Льва Матушкина: он сумел с дальнего расстояния очень точно вывести корабль в заданную точку. Этот успех отметил и командир дивизии крейсеров контр-адмирал, участник Великой Отечественной Герой Советского Союза А.И. Гурин. Это и послужило поводом для назначения Матушкина командиром штурманской боевой части эсминца «Отменный». В 1952 году капитан-лейтенанта Л.А. Матушкина признали лучшим штурманом Северного флота, а в следующем – его назначили помощником командира и вскоре старшим помощником командира этого корабля.
В 1954 году по распоряжению командующего Северным флотом адмирала А.Т. Чебаненко Льва Алексеевича направили на специальные Высшие офицерские курсы ВМФ при дивизии учебных кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. Матушкин окончил их по классу командиров подводных лодок (наконец-то!), и его направили старшим помощником командира средней дизель-электрической подводной лодки С-148 проекта 613, а вскоре пришли документы и на должность командира этой же подлодки.

А начинал с «дизелюшек»
Но мечта стать настоящим подводником осуществилась только с назначением Льва Алексеевича командиром иной подлодки – дизель-электрической Б-70 611 проекта, построенной, к слову, в Северодвинске. С неё, мне кажется, и правомерно считать мили, с которых Лев Алексеевич Матушкин мог бы вести отсчёт настоящего подводника Арктики. Ведь Б-70 относилась к классу уже больших дизель-электрических лодок, к тому же её экипажу вскоре поручили поход на полную автономность, да ещё и подо льдами Северного Ледовитого океана. С этой задачей в 1958-м командир Б-70 блестяще справился.
Северный флот вступал в свою атомную эру. В июне 1963 года Лев Алексеевич Матушкин окончил Военно-морскую академию и получил назначение командиром уже атомной подводной лодки – К-33 (проект 658М). Этот корабль он принимал в Северодвинске, на ягринской «Звёздочке». Тоже памятная многим АПЛ. Во-первых, именно с неё коллектив судоремонтного завода вступил в свою эпопею по ремонту атомных кораблей. Тогда же экипажу этой подлодки предстояло одному из первых испытать и освоить новейший по тем временам ракетный комплекс для запуска баллистических ракет Д-4. Наконец, впервые на К-33 под командованием Л.А. Матушкина было успешно проведено сложное испытание по залповой стрельбе ракетами Р-21 с максимальной скорострельностью.
С адмиральскими звёздами
С сентября 1965 по октябрь 1968 годов Л.А. Матушкин служил уже начальником штаба, а затем командиром дивизии атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. За успешные действия на знаменитых советских манёврах ВМФ «Океан» в 1970 году дивизию под его командованием наградили Ленинской юбилейной Почётной грамотой, и в том же году Льву Алексеевичу было присвоено воинское звание контр-адмирала.
А в 1972 году перед подводниками Северного флота поставили задачу: выполнить боевое патрулирование и проверить работоспособность и надёжность навигационного комплекса в высоких широтах Арктического бассейна. Для этого подводникам предстояло «выстрелить» учебной баллистической ракетой из Гренландского моря в полигон в Атлантике. Впервые в условиях полярной ночи ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-245 (командир АПЛ капитан I ранга А.С. Афанасьев), обнаружив полынью 50 на 180 метров, причём в условиях активной подвижки льдов, всплыл в географической точке Северного полюса и произвёл пуск ракеты. Председателем по приёмке новейшего навигационного комплекса «Тобол» и начальником походного штаба на борту подводного крейсера шёл контр-адмирал Л.А. Матушкин.
В начале следующего 1973 года Льва Алексеевича назначили начальником штаба флотилии стратегических подводных ракетоносцев, а с апреля 1976 года он уже командующий флотилией подводных лодок Северного флота. 29 октября 1976 года ему присвоили воинское звание вице-адмирала.
В 1980 году под руководством Л.А. Матушкина был совершен межфлотский переход (с выполнением задач боевой службы) с Северного флота на Тихоокеанский подо льдами Центральной Арктики. Его осуществили экипажи АПЛ К-223 (командир – капитан I ранга Д.Н. Новиков) и АПЛ К-43 (командир – капитан II ранга Н.Я. Марьяшин). На тяжёлом переходе в Чукотском море в критической ледовой обстановке с изобатой (линия равных глубин) 50 метров подводники справились, когда иной раз над лодками и под ними оставалось порядка одного-двух метров.
Уже на следующий год под командованием Л.А. Матушкина на Тихоокеанский флот с Северного перешёл подводный ракетоносец К-506 (командир – капитан 1 ранга А.И. Самохвалов). Его плавание обеспечивала АПЛ Б-517. По прибытии на Камчатку вице-адмирал Л.А. Матушкин перешёл со своим штабом на многоцелевую АПЛ К-255 (командир – капитан II ранга В.В. Ушаков). Она впервые в истории отечественного подводного плавания, совершила межфлотский переход подо льдом с Тихоокеанского флота на Северный флот. В этом походе вновь штурманский и навигационный опыт флотоводца оказался решающим для обеспечения успеха операции. За подготовку ракетных подводных крейсеров стратегического назначения к переходу и обеспечение успешного межтеатрового манёвра вице-адмирала Л.А. Матушкина наградили орденом Октябрьской Революции, а 16 февраля 1982 года за командование этим беспримерным подлёдным трансарктическим групповым переходом подводных ракетоносцев и многоцелевой атомной подводной лодки в обратном направлении (с Тихоокеанского на Северный флот) Л.А. Матушкину присвоили звание Героя Советского Союза.
Читаем в наградном листе: «В должности командующего флотилией с апреля 1976 года. Имеет высокую оперативно-тактическую военно-техническую подготовку, большой опыт службы на подводных лодках различных проектов. Участник подготовки и осуществления многих дальних и сложных походов атомных крейсеров, в том числе и на Северный полюс. Лично вице-адмирал Л.А. Матушкин систематически выходит в море для руководства боевыми упражнениями и обучения подчинённых. Много внимания уделяет испытанию и освоению новых подводных крейсеров стратегического назначения. Подготовка и ввод этих кораблей в состав сил постоянной боевой готовности идёт своевременно и с хорошими показателями. Непосредственно руководил подготовкой к трансокеанскому переходу отряда подводных крейсеров стратегического назначения».
Рассказывая о том времени, генеральный конструктор атомных подводных ракетоносцев Сергей Никитич Ковалёв вспоминал:
– Я был свидетелем того, как из люка лодки, вернувшейся из похода, вылезает командир дивизии Лев Матушкин, перебегает пирс и залезает в люк другой лодки, уходящей в автономку. На бегу кричит:
– Передайте жене, что всё в порядке. Это он плавал обеспечивающим начинающих командиров. И этот случай не из ряда вон выходящих, это – норма.
В последние годы воинской службы, с июля 1984 по декабрь 1990 годов, Л.А. Матушкин занимал должность начальника Главного управления МО СССР. За период службы на флоте, неоднократно выполняя задачи боевой службы на боевом патрулировании и участвуя во флотских учениях, он обеспечил освоение плаваний в Северной Атлантике, в Северном Ледовитом океане и северной части Тихого океана, успешно решал учебно-боевые задачи и подготовил целую плеяду высокопрофессиональных командиров подводных лодок и командиров соединений. На его счету и руководство испытаниями, освоением, обслуживанием и эксплуатацией семи типов ракетных комплексов с баллистическими ракетами на подлодках различных типов и проектов, выполнение более 150 ракетных стрельб комплексами баллистических ракет различных типов по планам заводских и государственных испытаний подводных лодок и боевой подготовки флота. Лев Алексеевич Матушкин – участник 12 боевых походов атомных ракетоносцев с выполнением боевого патрулирования в назначенных районах и на маршрутах переходов, из них 7 походов он совершил подо льдами Арктики, в том числе 3 межтеатровых.
Своя гавань Северодвинск
Офицер-подводник Лев Алексеевич Матушкин, чья служба с лейтенантских пор стала примером служения Отечеству, много раз бывал в Северодвинске и не порывал связей с ягринской верфью, даже когда ушёл в отставку. Если не изменяет память, последний раз его визит состоялся в 2007 году, в день проводов из Северодвинска индийской подлодки «Синдугош», отремонтированной на «Звёздочке».
Мне не довелось быть лично знакомым с Львом Алексеевичем, но видел его довольно часто как раз на северодвинской «Звёздочке» – Николай Яковлевич Калистратов – директор завода и его коллектив Матушкина приглашали к себе часто, как правило, по особым случаям. Помнится, однажды увидел его в заводском музее предприятия, причём в компании с давнишним моим добрым знакомым – Владимиром Сергеевичем Мироновым. Увидел и сразу отметил: встретились два ветерана из Кронштадта. Лев Алексеевич Матушкин, напомню, родился в этом морском пригороде Санкт-Петербурга, а Владимир Сергеевич – знаменитый наш, северодвинский сдаточный механик здесь же впервые ступил на палубу подлодки.
Его «большое хозяйство»
В последние годы воинской службы Л.А. Матушкин занимал должность начальника Главного управления МО СССР, неоднократно выполняя задачи боевой службы на боевом патрулировании.
Люди ценили Льва Алексеевича, многие, служившие под его началом, рассказывали мне о большой и разносторонней работоспособности вице-адмирала. В начале восьмидесятых он командовал 3 флотилией ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Базировалась она на Кольском полуострове, в посёлке Гаджиево, как и входящие в её состав три дивизии атомных подводных ракетоносцев, плюс дивизион кораблей и судов обеспечения, который располагался в губе Ягельная, губе Сайда и губе Оленья. Сам же Лев Алексеевич, кстати, в шутку приговаривал: вот уж, поистине, на Севере губ полно, а целовать некого!
Флотилия – большое «хозяйство» и сложное, поэтому Матушкин державший всё на личном контроле, едва ли не ежедневно мотался по всем местам, где базировались не только его атомоходы, но и различные корабли и суда, мелкие плавсредства, действующие береговые объекты. Везде он старался побывать. Это он объяснял так: новый командующий, который придёт мне на смену, должен принять флотилию в образцовом порядке. Вице-адмирал вкладывал в неё не только свой труд, но и морскую душу! Были и те, кто даже через много лет припоминали его служебный автомобиль – чёрного цвета «Волгу» и её спецномер – 20-01СФ.
Многие обязательно отмечали, Матушкин, как говорится – из морей не вылезал, а если воспитывал командиров экипажей, то исключительно личным примером.
После увольнения в отставку до 1998 года Лев Алексеевич работал в Московском научно-производственном объединении «Спектр» старшим научным сотрудником в отделе акустической томографии, принимал активное участие в общественной жизни страны. В 1980 году от Мурманской организации избирался делегатом на XXVI съезд КПСС. Дважды: в 1980 и 1982 годах избирался в городской Совет народных депутатов города Гаджиева, в 1985 и 1989 годах – в районный Совет (Железнодорожный) Москвы.
Матушкин активно вёл общественную работу по военному патриотическому воспитанию молодёжи, являлся членом президиума Союза моряков-подводников России, членом правления международного Союза городов-Героев СНГ, заместителем председателя Ассоциации общественных объединений города-Героя Москвы, членом правления студенческого патриотического клуба «Родина» Московской Академии Экономики и Права, президентом фонда поддержки вдов Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных Кавалеров Ордена «Славы», советником председателя Комитета содействия правоохранительным органам по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Те, кто знал Льва Алексеевича ближе, рассказывали мне, что на заслуженном отдыхе он увлекался чтением исторической литературы, слыл большим книголюбом, собирал уникальные издания по истории флота и России, был страстным почитателем охоты и спиннинговой рыбалки.
По словам Льва Алексеевича, у него никогда не было ни плохих подчинённых, ни плохих начальников. Правда, однажды на встрече подводников-гаджиевцев в Москве услышал от одного из них, мол, если приехал сюда главком ВМФ В.Н. Чернавин, то Л.А. Матушкина точно не будет, дескать, адмиралы недолюбливают друг друга. Очень тому удивился, поскольку лично из уст Владимира Николаевича Чернавина в тот же день услышал о Льве Алексеевиче: «Одно могу о нём сказать – надёжный товарищ, прекрасный профессионал-подводник и беззаветно преданный службе и делу человек».
В отставку Лев Алексеевич вышел в 1990 году. Помимо многих государственных воинских орденов, его наградили ещё и знаком «Почётный полярник», являлся он, кстати, и Почётным гражданином города Гаджиево, где в память о нём носит его имя одна из улиц. В честь Льва Матушкина названа и улица на юго-западе Москвы, где в конце жизни он проживал в доме № 60. 4 сентября 2018 года на его стене была открыта и мемориальная доска.
