Об истории и находках на Княжестровье
Экспедиция Северодвинского музея на Княжестров, состоявшаяся с 10 по 15 июня 1991 года, стала первой этнографической в его истории. Её участники – Елена Луцковская, в то время младший научный сотрудник, а также автор этих строк, и Елена Сусляева, заведующая массовым отделом музея.
От Стражково до Погорелок
Всего за шесть дней мы побывали в деревнях Стражково, Кузьмино, Словенское, Погорелки Лявленского сельского совета Приморского района Архангельской области. Эти населённые пункты расположены на одном острове, компактно, недалеко друг от друга, в пределах одного – двух километров. Дома в деревнях стоят то тесно прижавшись друг к другу, «стена к стене» (Стражково, Погорелки), то разбегаясь в кажущемся беспорядке, не образуя даже подобия улиц. Такое расположение диктует река, заставляющая использовать каждый бугорок земли, не подмываемый весенними разливами. Главные задачи экспедиции: выявление и сбор предметов музейного значения, запись устных воспоминаний и рассказов жителей, фотофиксация планировки деревень, улиц, домов.
Культовые постройки
Центром этих поселений является деревня Кузьмино. Здесь же располагались первые приходские церкви. Но в 1857 году за ветхостью они были разобраны. На том же месте построили деревянную церковь крестовидной формы на каменном фундаменте с колокольней, тёплую; с тремя престолами. Главный, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, придельные – южный – во имя Св. Священномученика Власия и северный – во имя Св. Великомученицы Екатерины. Но 21 ноября 1987 года она сгорела.
Праздники
В старину каждая деревня на Княжестровье имела свой праздник. В Стражково отмечали Петров день 12 июня, в Словенском – Вознесеньев день, после пасхи 6 неделя, в четверг, в Погорелках – Николин день. В Мардарово – Заговенье, через неделю после Троицы. В Кузьмино – Троицу. Погода обычно в эти дни была холодная, редко, когда выдавался тёплый день. Гуляли – «по домам». На праздники в каждую деревню приезжали гости из соседних сёл. В церкви проходила служба, потом шли крёстным ходом с хоругвями и крестом. В каждом доме варили пиво. В Кузьмино был и второй праздник: Введенье в день престольный. Люди съезжались со всей округи на лошадях. Мужья с жёнами, которые поженились по первому году, гуляли парами. Лошади сновали, боялись выходить, народу было много.

Чарочка моя, серебряная…
Свадебный обряд имел несколько основных составляющих: сватовство, смотрины у невесты, девичник /мальчишник, приводное у жениха. Жениха с невестой встречали житом и благословляли иконой. Дома гуляли у невесты – смотрины, а потом у жениха – приводное. На свадьбе пели песню: «Чарочка моя, серебряная…». Как правило, в приданое невеста получала предметы домашнего быта: постель, подушку, одеяло, простыни, самовар, посуду, зеркало.
За прошедшее с 1990-х годов время музей провёл более 20 экспедиций в местностях, прилегающих к Северодвинску. К сожалению проводить полевые исследования начали поздно. Ведь вместе со временем уходят и люди – носители ценной информации. А их потомки подчас не могут ответить на многие интересующие нас вопросы. Сейчас уже видно, что эта первая экспедиция стала предтечей большой многоплановой работы по практическому изучению историко-культурного наследия региона.
Тульские самовары
Участники экспедиции опросили 12 человек. Их возрастной диапазон – 1905-1930 годы рождения. Самая старшая – Марья Ивановна Прудова, 1905 года рождения (86 лет), самый «молодой» – Дмитрий Григорьевич Коробов, 1930 года рождения (61 год). По итогам экспедиции в фонды музея поступило 29 предметов. В основном, это вещи, широко использовавшиеся в быту местного населения второй половины XIX – первой половины XX века: медные самовары, глиняная, фарфоровая и фаянсовая посуда отечественных заводов. Наибольший интерес представляет фарфоровая и фаянсовая посуда 30-40-х годов XX века, кузнецовский фарфор.
Собрана коллекция самоваров – пять экземпляров! Все они – произведения тульских мастеров, знаменитых фирм Воронцовых, Д. Салищева, М. Сорокина, А. Чигинского, братьев Шемариных. Тулова и крышки всех самоваров украшают медали и надписи. Четыре имеют однотипную цилиндрическую форму в виде «банки», латунные. Пятый – вазообразной формы, никелированный, ранее принадлежал Павле Петровне Яковлевой, Герою Социалистического Труда. На крышке две медали и надпись: «ТУЛА. ТОРГ. ДОМА БР. ШЕМАРИНЫХЪ». Именно этот самовар стал украшением многих музейных выставок по декоративно-прикладному искусству.
Кубы, роговики, прялки
Впервые в фонды музея поступили кубы для кипячения белья и роговик для приготовления масла. Глиняный куб имел округлое тулово и широкое горло. В него закладывали бельё, сверху закрепляли дранкой, чтобы ткань не могла всплыть. Бельё заливали горячей водой с зольным щёлоком и ставили в печь кипятиться на длительный срок. Потом его стирали в корыте и полоскали в реке.

Не менее интересен сосуд роговик – ёмкость для взбивания и перетапливания масла. Пахта, оставшаяся после взбивания сливок или сметаны, сливалась через носик-слив. Роговик представляет собой большой горшок с носиком-сливом. Керамическая масса его – красновато-коричневого цвета.

Представляют интерес две прялки. Одна из них подростковая. Вырезана из целого дерева. На одной из сторон лопасти – звери и птицы, на другой – растительный и геометрический орнамент. Вторая прялка мезенская с традиционным геометрическим орнаментом и красным конём. В центре имеется дата: «1896».
Находки с повети
Удачным приобретением для музея можно считать две большие старинные фотографии известного архангельского фотографа Якова Ивановича Лейцингера. На одной из них – «Групповой портрет воинского подразделения русской армии». Немного пожелтевшее, но хорошо сохранившееся фото. Оно наклеено на паспарту (лист плотного картона, размером больше самого снимка). По углам и по сторонам паспарту украшает рамка и рисунок. В нижней части надпись: «Фот. Лейцингеръ», «въ Архангельскъ».
На другой – городская свадьба. Снимок большого размера, в деревянной золотистой багетовой рамке. Он сразу привлёк наше внимание. Лица, осанка, одежда, причёски, костюмы – всё здесь безукоризненно. Во всём чувствуется неспешность, изысканность XIX века. Достались они хозяину от дальнего родственника, но время и человеческая память не сохранили их истории. А обнаружены снимки были на повети в одном из домов в деревне Кузьмино.