
О самом большом колоколе в фондах музея
В вестибюле Северодвинского музея внимание каждого посетителя привлекает огромный колокол. Когда-то он находился на колокольне церкви Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Солозеро Онежского района. В музей его доставили на вертолёте геологи, работавшие в тех местах в 1980 году.
За ручьями и болотами…
Из архивных документов известно, что «деревня Солозеро располагалась в 35 верстах от селения Кянды за ручьями и болотами у большого одноимённого озера, из которого вытекает река Солза, впадающая в Белое море в 50 верстах от Архангельска. Время её образования неизвестно, основание относят к глубокой древности. Местные жители считали, что их происхождение связано с переселением в эти глухие места бежавших от притеснений старообрядцев. Зная прямой путь из Поморья в Архангельск и местность Солозерскую, находящуюся в глухом лесу, вдали от жительства, староверы избрали её для себя. В 1880-е гг. в селении числилось 8 дворов с 70 жителями».
Здесь же была построена и первая часовня во имя апостолов Петра и Павла. Когда число жителей увеличилось, а пригодной земли для пашни уже не хватало, дома с возвышенного места перенесли на низменно-песчаное. На берегу озера построили и новую часовню во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Существовало предание, что она явилась именно здесь. В неё были перенесены все иконы из старой часовни.
Благотворитель найден
В 1886 году в деревне Солозеро «в виду тяготения жителей к расколу» решили «устроить» церковь, а именно – к существующей часовне приделать алтарь. Средства для этого вызвался собрать крестьянин Кяндского прихода Михаил Мосеев, проживавший в Санкт-Петербурге. В течение пяти лет он занимался сбором пожертвований. В 1888-м церковь была построена, а в 1891-м – освящена.
Но 23 апреля 1900 года по неизвестным причинам деревянная церковь сгорела. Всё церковное имущество – иконостас, утварь, ризница, престол, жертвенник и прочее – удалось вынести из пожара и разместить в амбаре. Главную святыню и ценность сгоревшего храма составляла икона Тихвинской Богоматери, которая хранилась там же.
Решили построить новую церковь для размещения в ней этой, а также других икон. Нёнокское лесничество выделило на её строительство 346 брёвен. Епархиальное начальство, признав постройку новой церкви необходимой, поручило протоиерею Илье Легатову, члену духовной консистории, найти благотворителя, на средства которого возможно было бы построить храм.
12 марта 1901-го он доложил в духовную консисторию, что благотворитель найден и от него принято заявление. Им оказался санкт-петербургский купец 2 гильдии Пётр Иванович Кудрявцев. Уже в августе священник А. Иванов при участии священников Пурнемского, Кяндского и Тамицкого приходов совершил освящение нового храма. Ими было отмечено, что вновь построенная церковь, хотя и не огромных размеров, но вполне вместительная, не только для местных жителей, но и приходящих туда на храмовый праздник богомольцев. Главное, что церковь внутренней отделкой «вышла весьма прилична и благоустроенна, так что при освящении её радовались сердца не только устроителей, но и богомольцев, прибывших на освящение храма».
При церкви была построена и дом-гостиница для размещения в ней как членов причта на время их приезда в деревню по делам службы, так и богомольцев. Деньги на строительство до 1 000 рублей нашёл также протоиерей Илья Легатов. Благотворителем выступил всё тот же купец Кудрявцев.
На 1917-1918 гг. в Кянде проживало 1 182 человека при 204 дворах, в деревне Солозеро – 75 при 13 дворах. К 1 января 1998 года население сократилось до 195 человек, число постоянных хозяйств до 86. Деревня Солозеро в начале 1960-х была ликвидирована как неперспективная. Дома свезены в другие сёла. Церковь осталась в одиночестве.
Церковь на Солозере представляла собой характерный для Севера скромный образец деревянной культовой постройки, сооружённой в начале XX века. В 1990-е здание использовалось рыболовецкой бригадой как склад для сетей. В настоящее время церковь, расположенная на сильно подмытом берегу озера, практически у самой воды, сильно обветшала, разрушилась, и её останки сползли в озеро.
Солозерские колокола
В Государственном архиве Архангельской области хранится опись церковного имущества Тихвинской церкви Кяндского прихода Онежского уезда за 1890 год. Составлена она в июне. В ней говорится, что над трапезной церкви устроена колокольня, а на ней семь колоколов. Их общий вес – 18 пудов 22 фунта. Около каждого написана стоимость.
Самый большой – Благовестный 10 пудов 22 фунта, стоимость 180 рублей.
Средний – 4 пуда 2 фунта, 72 рубля.
Средний – 2 пуда 6 фунтов, 38 рублей.
Малый – 22 фунта, 9 рублей 68 копеек.
Малый – 17 фунтов, 8 рублей 36 копеек.
Первые пять колоколов были пожертвованы в 1888 и 1889 гг., а два последних малых находились ещё при старой часовне.
Лит в Петербурге
Судьба шести колоколов не известна. А «Благовестному» повезло и, благодаря геологам, он оказался в нашем музее. Благовестные, самые тяжёлые среди церковных колоколов, издревле определяли своим «голосом» характер звона того или иного храма. На Руси испокон веков существует традиция запечатлевать на самом большом колоколе название храма, имя настоятеля и имена благодетелей, время изготовления и мастера-литейщика. Многие колокола являются своего рода летописями, хранящими события, в ознаменование которых они были отлиты.
Наш «Благовестный» интересен своим внешним оформлением. Отделан он строго, с чёткой прорисовкой орнаментов и изображений. В верхней части тулова отлит пояс растительного орнамента с мотивом изгибающихся побегов, под ним надпись: «БЛАГОВЪСТИТЕ ДЕНЬ ОТЪ ДНЕ СПАСЕНIЕ БОГА НАШЕГО». В центральной части тулова широкий фриз, занятый раппортом из крупных рельефных листьев и плодов винограда, прерываемый помещённым в овал образом Тихвинской Божией Матери. Ниже – рельефное изображение двуглавого орла. Все декоративные элементы сосредоточены в верхней половине колокола. На юбке поставлена опознавательная надпись завода: «ЛИТЪ ВЪ С. ПЕТЕРБУРГЪ ВЪ ЗАВОДЪ В.М. ОРЛОВА БЫВ. ВАСИЛ. 1888 Г. ВЕСУ 10 П. 22 Ф.». Голова колокола с пятью проушинами.
Вес его в кг – 173,8. Колокольный завод В.М. Орлова в Санкт-Петербурге был организован в 1880-е и работал до 1910-го, затем был арендован валдайским заводчиком Н.В. Усачёвым.
В нижней части колокола имеются круглые сквозные отверстия. По одной версии, во время Великой Отечественной войны около церкви стояли войска Северной группы, которые прокладывали и охраняли прямую телеграфную связь Мурманск – Онега – Архангельск. В день извещения о прорыве нашими войсками блокады Ленинграда солдаты войск охраны произвели выстрелы в воздух. Некоторые из пуль попали в колокол и оставили в нём отверстия.
В 2019 году участники северодвинского православного клуба «Возрождение» и жители села Нёнокса установили поклонный крест на берегу Солозера возле полузатопленного храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Даритель раритетов
В апреле этого года в музей пришёл Анатолий Иванович Семаков, в настоящее время – пенсионер. Он принёс два довольно любопытных снимка. На одном – фотография церкви Тихвинской иконы Божией Матери с колокольней, на которой виден «Благовестный», и фото этого же колокола, сделанное с близкого расстояния. Снимки датированы 1972-м. Именно в этом году Анатолий Иванович и Юрий Васильевич Парфёнов, работники Севмаша, вместе с группой ребят из подшефной школы № 16 организовали поездку, которая проходила через деревню Солозеро. Самолётом долетели до Онеги, потом ехали автобусом и затем 9 км шли пешком. Сфотографировали единственный колокол, который в то время ещё висел на колокольне церкви Тихвинской иконы Божией Матери. По его мнению, никаких сквозных отверстий в то время на нём не было.
Надо особо отметить, что благодаря таким неравнодушным людям, как Анатолий Иванович Семаков, фонды музея пополнились уникальными предметами, которым уже более полувека.