Как исчез единственный муниципальный книжный
Наш город, и без того малокультурный, катится в какую-то пропасть, из которой нет возврата. Вскоре мы рискуем стать такими же говорящими куклами, как политическая элита Запада: не мыслящими, а только транслирующими тезисы, которые нам вкладывают в головы. Кто? В данном случае гаджеты – телевизоры, интернет, ещё какие-то бяки-закаляки трескучие.
Себя и сечь!
К сожалению, нашего бывшего руководителя города, недавно оставившего свой пост, во времена Сталина бы точно определили как «врага народа» и поместили бы в соответствующее учреждение, заставив долго думать о своей никчемности, ковыряя где-нибудь лопатой глинистую почву. Ведь это в его правление из Северодвинска исчез единственный муниципальный книжный магазин, который, несмотря на все бури, так долго держался на плаву. Вообще-то он был в ведении городской администрации. Закрыть книжный магазин (на самом деле шесть его филиалов) потому, что они, дескать, не приносят дохода, – это верх цинизма. Плохо работали, не могли наладить работу – сами и виноваты, господа-товарищи, себя и сечь надо было! Нет – сначала допустили фактическое разграбление активов магазина, а потом закрыли его за ненадобностью – да, конечно, ведь господа управленцы вряд ли читают книжки, лишь иногда заглядывают в телефон, важно произнося при этом: «Книга – она уже устарела! Я вот читаю в интернете…»
Лекарство от беспамятства
А читают в интернете они мысли не наших умнейших классиков, знавших всё наперёд 100-150 лет назад, а то, что им гнилой Запад подсовывает! Да и то не читают, а только картинки смотрят! Я бы тоже таких деятелей, важно заявляющих, что книга устарела, отправляла поковыряться в глинистой земельке, объявив их врагами народа, кем, собственно, они и являются, чтобы они радовались любому обрывку газеты, который удавалось бы в мусорной куче найти и прочесть!
Так вот: в течение 2021 – 2022 годов тихо, негласно, без обсуждений и лишней пыли были закрыты шесть книжных магазинов в городе – наших магазинов, я не имею в виду сетевые, которые давно превратили книгу в товар, как картошку, и в которых можно купить только то, что хорошо пережёвывается и разлетается как горячие пирожки. Чем наши горе-администраторы и поставили под угрозу вымирания наших же северодвинских писателей – ведь только в муниципальном магазине они могли продавать свои книги – не такие яркие, не такие нажористые, но нужные нашему населению как лекарство от тупости, беспамятства, снобизма и разложения. Это наши авторы, – так же, как вокруг стоят наши заводы и дома, бегает наша молодёжь. Наши, понимаете, с нашим менталитетом, их книги очень понятны именно нашему читателю.
Лениво читать
Что сейчас делается в наших северодвинских школах? Родители, уткнувшиеся в интернет, не занимаются своими детьми ни на грош. И дебилизм среди детей начальной школы растёт с ужасающей прогрессивностью. Дебилизм не как диагноз, а как нравственная категория. Детям становится не нужна книга. Они теряют смекалку, способность к обучаемости, им лениво читать, не интересно. Только прыгающую картинку подавай.
А между тем в Северодвинске зафиксировано 180 писателей – самодеятельных, есть среди них и профессионалы. Около 60 из них отошли в мир иной, кто-то уехал из города. Но ведь писатель, как вы знаете, не умирает. Живут его книги. И в наших школах всё ещё помнят стихи северодвинцев Василия Шелыгина, Алексея Трапезникова, Анны Зайцевой, Елены Белинской, рассказы и повести Геннадия Аксёнова, Раисы Пономарёвой и других. С удовольствием дети читают их произведения на школьных конкурсах. Но сейчас родители их потеряли возможность купить нашу книгу в магазине!
Воротят нос
Скажете, можно и в библиотеку сходить? Хорошо, а как быть с теми писателями, кто сейчас жив и хочет изданную им книгу продать? Сорок человек активно издают у нас книги – а куда потом с ними? Вот он книгу готовил-готовил, материал сочинял, подбирал, деньги копил на издание, издал с грехом пополам – и куда он её понесет? Частная торговля не поощряется, а магазина нет! А ведь раньше «Книжный», и только «Книжный» работал с нашими писателями!
Правильно, есть у нас ещё один магазин в городе – «Зоя», но он ведь частный. То, что в «Книжном» когда-то с удовольствием брали на реализацию от наших авторов, от этого нос в «Зое» воротят. Им не нужно стихов и рассказов, они берут только краеведение – пусть иной раз и высосанное из пальца, и неграмотное, и не по правилам изданное, но только краеведение! Художественной литературы им не надо. И куда «крестьянину податься»? Подумайте только: северодвинцу в Архангельск ехать надо, чтобы свою книгу продать, где его никто как писателя не знает!
Разве не большое дело?
Я считаю, что городской администрации снова надо возрождать муниципальный магазин. Ведь он единственный занимался и продажей старой книги. А разве это не большое дело? Кто-то ползарплаты тратил на книжки раньше, теперь хочет разгрузить полки дома, почему бы ему не предоставить такую возможность? Ведь пустили под топор два букинистических магазина в городе и ни одного не открыли снова. Что ж, людям Достоевского, Толстого, Цветаеву на помойку нести, что сейчас повсеместно и делается? Владелец умирает, переезжает, а книги страдают – отправляются в отхожие места. Почему такое неряшливое отношение к мыслям наших литературных гениев? Почему надо разрухе предать всё и растить дебилов и самодовольных болванов? Где традиция аскезы, мудрости, всеобщей грамотности?
Не выходит из головы, как директор магазина «Спорттовары», под крышу которого был сначала передан, а потом и уничтожен без следа «Книжный», твердил: «Нынче капитализм, капитализм!» А ещё фашисты избавлялись от книг – сжигали их, иначе им было плохо. Но как бы не пришлось нам снова формацию поменять, чтобы кое-кого, сильно забывчивого, в чувство привести.