
К юбилею заслуженной артистки России Валентины ИРГИЗНОВОЙ
Валентина Алексеевна – настоящая рекордсменка Северодвинского драматического театра. На его сцене она играет уже 55 лет! Зрители ходят в театр «специально на Иргизнову», к ней прислушиваются руководители города. А сегодня Валентина Алексеевна отмечает ещё и свой личный юбилей.
Совершенно необычный
– Валентина Алексеевна, что значимого произошло в вашей театральной жизни за пять лет, с момента прошлого юбилея?
– Сильно изменился состав труппы. Пришли молодые, красивые, талантливые актёры, чему я очень рада. Появился новый главный режиссёр. Что касается лично меня, то какими-то особыми достижениями похвастать не могу. С удовольствием сыграла и продолжаю играть Клавдию Васильевну в спектакле «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова в постановке главного режиссёра Анастаса Кичика. Сейчас занята в спектакле «Недоросль» к Международному дню театра, который режиссирует Андрей Тимошенко.
– Пять лет назад состоялся ваш бенефис в спектакле «Земля Эльзы». Давайте вспомним о нём, какую роль он сыграл в вашей жизни?
– Этот спектакль в постановке режиссёра Георгия Цнобиладзе, конечно, очень памятный. И не только для меня. До сих пор в городе говорят о нём, его даже просили восстановить. Но мы не смогли вернуться к спектаклю, потому что не смогли найти актёра, который бы заменил покойного Серёжу Черноглазова. Он был неповторим в своей роли, которая стала для него и последней. Мы все любили «Землю Эльзы» – спектакль совершенно необычный. Редко бывает тема, к которой можно так вот прикоснуться, которая всколыхнёт людей. Но, к сожалению, мало нам удалось играть «Землю Эльзы».
Режиссёр-талисман
– Был такой режиссёр в вашей работе, которого бы вы могли назвать талисманом, с которым вы понимали друг друга с полуслова?
– В первую очередь, конечно, Юрий Коршун. Это совершенно необыкновенный режиссёр, замечательный педагог. Олег Соловьёв – такого режиссёра, как он, я больше не встречала, это штучный мастер. Владимир Давыдов, Сергей Петренко. С удовольствием работала с Валентином Ярюхиным. У каждого было, чему поучиться. Я всех их помню и люблю.
– А были ли режиссёры, с которыми общего языка найти не удалось, доходило до неприятия, отторжения?
– Я один раз только отказалась от роли. И то, потому что считала, что это – не моё. Другая актриса могла бы сыграть гораздо лучше, интереснее. А так чтобы отторжение – такого точно не было.
Один не выделить
– Спрошу про любимые роли.
– Я почти все свои роли любила, потому что ведь срастаешься с ними. Они как родные дети. Мало спектаклей, о которых я могу сказать – неудачный, проходной. Сейчас вспоминаю и думаю – боже, сколько же шёл спектакль «Рождественские грёзы», больше десяти лет. И как его любил народ, ходил смотреть не по одному разу. Столько же лет был в репертуаре и «Как управлять женой». «Я – женщина» по Виктору Мережко. Не могу выделить какой-то один спектакль – они мне все дороги.
– За 55 лет на сцене вы сыграли всё, что хотели? Или есть такая роль, которую всё ещё хочется сыграть в обозримом будущем?
– Я за свою жизнь действительно столько всего переиграла, что не могу сказать: «Ах, мне очень хочется какую-то конкретную роль!» Что будет в репертуаре, что мне дадут, то я и буду играть. Я не перебираю.
– Как вы считаете, в театре сейчас гармоничный репертуар? Есть ведь и постановки русской классики, и сложные философские спектакли, и развлекательные.
– Меня не всё устраивает, что есть в нашем репертуаре. Но это лично моё мнение.
Всё в жизни обновляется
– Не могу не коснуться такого вопроса, как недавний снос сценической коробки старого здания театра на улице Советской. В нём вы работали много лет. Мнения разные.
– Когда в своё время снесли здание, и осталась только коробка сцены, я была в шоке, мне она казалась прямо-таки надгробным памятником. Ужасное впечатление. Потом, вроде, привыкли. То, что сейчас снесли коробку, в этом, думаю, ничего страшного нет. В нашем музее есть макет старого здания, есть фотографии. И если на этом месте вырастет новый хороший жилой дом для людей, это будет куда лучше. Правильно сделали, что снесли. Всё в нашей жизни обновляется.
– Театр – отражение нашей жизни, её событий и явлений, как позитивных, так и негативных. Как вы считаете, должен ли он сейчас в своём творчестве обращаться к теме актуальных политических событий?
– Я думаю, что не должен. Лично я вообще стараюсь не касаться политики, я ничего в этом деле не понимаю. Каждый человек должен заниматься своим делом, своей профессией. Хорошо делать то, что он умеет.
Вышел из положения
– Припомните, пожалуйста, какой-нибудь курьёзный случай, они ведь нередки на театральных подмостках.
– Разные были ситуации, и не про всё можно написать в газете, думаю. Из этических соображений. Вот, помню, идёт спектакль «Азалия». До моего выхода ещё далеко, слежу за ходом событий по трансляции, на сцене Сергей Черноглазов и Галина Лишица. Герой пришёл в гости к героине, начинают знакомиться, она представилась и спрашивает: «А вас как зовут?» И Черноглазов отвечает: «А как меня зовут?» И этот вопрос он задавал на разные лады, пока Галина Ивановна не сказала: «Мне кажется, вас так называли»… Называет его имя… «Ну, вот видите, вы же знаете!» – отвечает он… Забыл Сергей Юрьевич!!! Но как вышел из положения!!! Долго смеялись… Он с таким загадочным, интригующим видом это повторял. Мы не поняли даже, что это за игра.
– Как вы отдыхаете, снимаете психологическую нагрузку?
– Я читаю и смотрю интересные фильмы. Сейчас с удовольствием слежу за сериалом «Склифософский» с Максимом Авериным.
Беседовал Владимир ТИКУС
Фото из архива Северодвинского драмтеатра